Аноним: Речь о «поэтическом даре», о поэтическом творчестве, да и вообще о поэзии как таковой.
Поэзия (поэтическое словотворчество и жизнетворчество) в миру неоднозначное и сложное явление. Говорить о полной зависимости стихотворчества от демонических сил не приемлемо; однако поэзия нынешнего века насыщена «вещественностью», излучает эмоции, страсти, мирскую суетность, при всей созерцательности, искренности и устремлении к правде природы человека.
Свт. Игнатий Брянчанинов «О страстях, отраслях страстей; чин исповеди» О тщеславии: «расположение к гибнущим наукам и искусствам сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы».
«Мирские поэты» свидетельствуют, через стихи и жизнь, о духовном развитии и проблемах души. Судьба основной части поэтов, то есть авторов, наделённых поэтическим даром, драматична. По-видимому, демоническое «мышление» интеллектуального свойства подсоединяются к стихотворчеству.
Но лишь подсоединяется (контролирует) а не полностью управляют стихотворчеством.
Отсюда мирские и ложные суждения о стихотворчестве и вдохновении.
О.Серафим: Поэтический дар, как и любой естественный дар, сам по себе, нейтрален. Поэтому он не является ни злом, ни добром. Все зависит от того, как он употребляется. Поэтому, он может быть использован как для разжигания в людях, страстей, подмены в понятиях добра и зла; так и для воспитания истинных добродетелей, правильных понятий о добре и зле.
Многие великие святые были поэтами: свт.Григорий Богослов, преп.Иоанн Дамаскин, свт.Игнатий Брянчанинов…
К примеру, в 1 томе свт.Игнатия Брянчанинова есть главы, написанные в поэтическом стиле: «Размышление о вере», «Сад во время зимы», «Древо зимою пред окнами келлии», «Дума на берегу моря», «Молитва преследуемого человеками», «Кладбище», «Голос из вечности (дума на могиле)».
Все церковное богослужение пронизано поэтическим творчеством. Даже в некоторых библейских книгах присутствует поэзия. К примеру, в Псалтири, Притчах, Песни Песней, Екклесиасте, Премудростях Соломоновых.
Эмоции присутствуют в любой поэзии, в том числе и церковной. В книгах Библии точно так же присутствуют эмоции.
Эмоции, сами по себе, не являются грехом, ибо они естественны людям. Эмоции, – это внешнее выражение человеческих чувств. Поэтому, если человек проявляет естественное, богоугодное чувство, через посредство эмоции, то это не является грехом. К примеру, человек проявил чувство сострадательной любви, к нуждающемуся человеку, через посредство доброжелательного выражения лица. В данном случае: чувство – это сострадательная любовь; а эмоция – доброжелательное выражение лица.
Грехом является только то, когда через посредство эмоции выражается какое-либо греховное, страстное чувство.
Поэтому, эмоция, через которую выражается богоугодное чувство, к месту, к времени и в меру, не является греховной.
А эмоция, через которую выражается какое-либо греховное, страстное чувство, не к месту, не к времени, не в меру, является греховной.
Отсюда вывод: бороться надо не с поэтическим даром и эмоциями, ибо это естественно людям, а с греховным и страстным употреблением этих даров, естественных человеку, по природе, какою ее сотворил Бог.
Вдохновение, – это тоже естественный дар, и оно может быть употреблено, как для проповеди и разжигания в людях зла, так и для добра. Пророки Божии свои пророчества всегда говорили по вдохновению. Только через посредство этого вдохновения выражалась воля Божия. Точно так же есть и бесовские пророки, которые тоже по вдохновению произносят те или иные откровения, которые они получают от сатаны.
И в том и в другом случае присутствует вдохновение. Но в одном случае, через него выражается воля Божия, а в другом, – воля бесовская.