1. /
  2. Недели по 50-нице, после...
  3. /
  4. 20-е воскресенье, 20-я неделя...

20-е воскресенье, 20-я неделя по 50-це.

Оглавление:
Апостол и Евангелие. Толкования.
Проповеди (видео и аудио).
Богослужение (видео и аудио).
Поучения Святых Отцов.
Свт.Григорий Палама. Омилия 42.
Свт.Тихон Задонский. Милость.
Изречения Святых Отцов:

Апостол и Евангелие. Толкования.

Апостол:
Братия, / Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, — я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня. (Гал.1:11-19)

Евангелие:
В то время, / пошел Иисус в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. (Лук.7:11-16)

Толкования:

«(Гал. 1, 11-19; Лк. 7, 11-16). Видит Господь мать плачущую о смерти сына и милосердует о ней; в другой раз позван был на брак и сорадовался семейной радости. Этим показал Он, что разделять обычные житейские радости и печали не противно духу Его. Так и делают христиане истинные, благоговейные, со страхом провождающие жизнь свою. Однако, они различают в житейском быту порядки от порядков; ибо в них много вошло такого, на чем не может быть Божия благоволения. Есть обычаи, вызванные страстями и придуманные в удовлетворение их; другими питается одна суетность. В ком есть дух Христов, тот сумеет различить хорошее от дурного: одного он держится, а другое отвергает. Кто делает это со страхом Божиим, того не чуждаются другие, хоть он и не поступает подобно им, ибо он действует всегда в духе любви и снисхождения к немощам братий своих. Только дух ревности меру преходящий колет глаза и производит разлад и разделение. Такой дух никак не может удержаться, чтоб не поучить и не обличить. А тот заботится лишь о том, чтобы себя и семью свою учредить по-христиански; в дела же других вмешиваться не считает позволительным, говоря в себе: “кто меня поставил судьею?” Такою тихостию он располагает к себе всех и внушает уважение к тем порядкам, которых держится. Всеуказчик же и себя делает нелюбимым и на добрые порядки, которых держится, наводит неодобрение. Смирение в таких случаях нужно, христианское смирение. Оно источник христианского благоразумия, умеющего хорошо поступать в данных случаях.» (свт.Феофан Затворник, «Мысли на каждый день года», 20-я неделя по 50-це).

«После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань. Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. Возвратив здоровье сотникову рабу даже заочно, Господь совершает еще новое чудо. Чтобы кто-нибудь не сказал: что же Он сделал нового над рабом; быть может, раб и не умер бы? — для этого Господь воскрешает мертвого, которого уже выносили. Не словом только Господь совершает чудо, но и одра касается, — чтобы мы познали, что Тело Его есть Тело жизни. Поскольку Плоть Его была собственной Плотью Слова, животворящего все, поэтому и сама животворит и разрушает смерть и тление. «Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить», чтобы кто-нибудь не подумал, что он воскрешен призрачно. А то, что он сел и начал говорить, было признаком истинного воскресения. Ибо тело без души не может ни сидеть, ни говорить. — Под вдовой можешь разуметь и душу, лишившуюся своего мужа, то есть Слова Божия, всеявшего добрые семена. Сын ее — ум, умерший и выносимый вне города, вышнего Иерусалима, который есть страна живых. Потом Господь, умилосердившись, касается одра. Одр ума — тело. Ибо тело есть поистине одр, гроб. Господь, коснувшись тела, воскрешает ум, делая его юным и отважным. Юноша, то есть ум этот, садится и, воскрешенный из гроба греха, начинает говорить, то есть учить других, потому что, доколе он одержим бывает грехом, он не может учить и говорить. Ибо кто ему поверит?» (блаж.Феофилакт, Толкование на Лук.7:11-16).
————-

Проповеди (видео и аудио)

О трогательном и сострадании при этом

О чем-то трогательном и чувстве жалости, сострадания при этом. / 29.01.2021г.

Кому в первую очередь помогать милостыней?

Кому в первую очередь надо помогать милостыней? / 14.05.2021г.

Как размягчить душу?

Как бороться с сердечным ожесточением? Как размягчить душу? /  30.11.2018г.
—————

Богослужение (видео и аудио)

Богослужение, Псалмы Ефрема Сирина 29 — 36

Наставление о молитве. Начало обычное. Ектения Великая. Приидите, поклонимся. Псалмы Ефрема Сирина 29 — 36. Ектения Малая. Апостол Гал.1:11-19, и Евангелие Лук.7:11-16 (неделя 20-я по 50-це). Ектении Сугубая и Просительная. Отпуст. / 30.10.2022.
————

Поучения Святых Отцов.

Свт.Григорий Палама

Омилия 42

На 3-е воскресение Евангельских чтений по Луке, имеющее своей темой воскрешение отрока Наинской вдовы, которого воскресил Господь; в ней же говорится и о том, что мы должны взаимно прощать и сострадать друг другу

Великий Павел, являя божественность и общеполезность веры и возвещая ее дела и награды и плоды и значение, начинает от тех веков, которых нет ничего древнее: «верою», говоря, «познаем, что веки — устроены словом Божиим, так что из невидимаго произошло видимое» (Евр.11:3); заканчивает же будущим всемирным воскресением и имеющим открыться тогда совершенством Святых, которого нет ничего совершеннее; приводя же среди удивительных вещей, совершенных верою и говоря о тех людях, которые собою засвидетельствовали ее, он поминает также и то, что «жены получили умерших своих воскресшими» (ст.35). Этими женщинами были — Сарептянка (3Цар. 17 гл.) и Сонамитянка (4Цар. 4 гл.); из которых первая приняла своего умершего сына живым из рук Пророка Илии; а Сонамитянка — своего сына из рук Елиссея; каждая же из них делами явили свою великую веру. Так, вот, Сарептянка с верою ожидала обетованного Пророком умножения съестных припасов, и прежде чем накормить свое дитя, напитала Пророка из пригоршни муки и немного елея, единственное что она имела съесть и после этого умереть вместе с сыном. Но и когда ее отрок, уже после пришествия Ильи, разболелся и умер, — потому что говорится: «болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания», — она не изгнала Пророка, не порицала, не отошла от богопочитания, которому она научилась от него, но саму себя обвиняла и считала, что ее грехи явились причиной беды: в самом горе называя Илию «Человеком Божиим», больше саму себя виня и говоря не столь скептически, сколько убедительно: «Что мне и тебе, Человек Божий? Ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего». Ты — свет, по сопричастности к Свету, — говорит она, — как служитель Солнца Правды, и, придя, ты вывел на свет мои скрытые грехи, и эти мои грехи убили моего сына. — Заметьте, какая вера у этой чужеземной женщины; заметьте, какое смирение! Посему и заслуженно она сначала прияла от Бога то, чтобы стать избранной, и удостоилась стать примером призвания язычников и (их) веры, а затем и сына своего прияла живым. Сонамитянка же показала свою веру и на основании того, что она сказала мужу своему относительно Елиссея, и на основании того, что она приготовила для приема Пророка, и на основании того любомудрия, которое она проявила, когда умер ее сын. Потому что стойко скрывая горе, она прибежала к Пророку, и влекла его в свой дом, говоря ему: «Жив Господь и жива душа твоя! не отстану от тебя». И за свою веру она приняла из рук Пророка сына своего воскресшим; так что не меньшим поразительным чудом, совершенным сими Пророками, была и вера тех матерей, принявших воскресшими своих сыновей; как и Павел явил, говоря: «Верою жены получили умерших своих воскресшими».

Но хотя в данном случае Пророки имели как бы сотрудниками своими веру и богоугодность тех матерей, однако Илия не довольствовался этим, но со стенанием возопил к Богу: «Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее?», и призвал Господа и сказал: «Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него!… и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил.». Елиссей же не только простерся над ребенком и ходил по горнице взад и вперед до семи раз, но и, как написано, «помолился ко Господу», и таким образом оживил сына Сонамитянки. Господь же наш Иисус Христос, — согласно читаемым сегодня Евангельским словам, — сжалился над вдовой, умершего сына которой выносили, и без малейшей задержки и ничего не предпринимая, ни помолившись, но одним повелением дав плачущей матери живым из мертвых ее единственного сына, тем единственный показал, что Он — Господин жизни и смерти. Ибо «бысть», говорит Евангелист, «После сего Иисус пошел в город, называемый Наинн». Не будучи призываем, но по Своей воле идет Господь для совершения сего великого чуда воскрешения, чтобы показать, что Он не только обладает животворительной мощью, но — и добротой и милосердием. Сарептянка как бы насмехается над Илией, побуждая его оживить ее ребенка; Сонамитянка узнав заранее, что Елиссей не предъуведал о несчастии, затем принуждает его придти, говоря: «Жив Господь и жива душа твоя! не отстану от тебя». Господь же Сам и предъузнает и никем не будучи позван, идет в город, откуда выносили умершего отрока. «Пошел», говорится, «после сего». И это всемудро указывает Евангелист. Потому что воскрешение сына вдовы обозначает обновление нашего ума. Потому что вдовой была и наша душа, которая, по причине греха, лишилась Небесного Жениха, имея у себя, как бы единственного сына, свой ум, который, будучи уязвлен жалом греха, умер, утеряв истинную жизнь. Выносится же и он вон, став совсем далеким от Бога, гонящими его страстями несомый в ад и бездну гибели; но Господь, пришел к нам и представ уже в Своем пришествии во плоти, его и обновил и воскресил; это же Его пришествие к нам во плоти не было изначала, но позднее, в конечные времена. Посему-то ни это не пропустил сказать Евангелист, говоря, что «пошел после сего» Иисус, чтобы воскресить умершего сына вдовы и ее плач обратить в веселие. Прошу вас, братие, внимайте моим словам: потому что и каждый из вас, если ощутит, что несет в себе мертвеца (т. е. свой умерший ум), и оплачет слезами свои грехи, и в покаянии будет скорбеть, то и к нему придет Утешитель, дарующий жизнь и вечное утешение. Ибо, «Блаженны», говорится, «плачущие, ибо они утешатся».

Но «пошел», говорит Евангелист, «Иисус в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа». Илия, готовясь воскресить сына Сарептянки, уединяется; и Елиссей, взойдя в горницу, где лежал мертвец, затворил двери, как говорит история, за обоими: за Сонамитянкой и за своим учеником Гиезией. Потому что поскольку они имели нужду в напряженной молитве, а люди так устроены, что в одиночестве им легче сосредоточить ум и весь простереть его к Богу, то посему и они удалились (тогда) от близкого им окружения. Господь же, как воистину имеющий власть над жизнью и смертью и отнюдь не нуждающийся в молитве для того, чтобы оживить отрока, не только имел с Собою Своих Учеников, но и множество народа, как тех, которых Сам Он привел с Собою, так и тех, которых нашел около выносимого мертвеца. И в то время, как все видели и слышали, единым повелением Он оживил мертвого, по Своему человеколюбию, производя это явно, дабы этим всех привел к спасительной вере в Него. Ибо говорится: «Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего». Потому что предвидя и сам час выноса тела, Он пришел вовремя. Итак, выносили умершего единственного сына матери, и та была вдова; и эти обстоятельства, как сначала чрезвычайно увеличивали ее скорбь, так и способствовали затем тому, чтобы она получила необычайное освобождение от этой скорби: ибо Господь, увидев матерь, и то — матерь вдову, все свои надежды возложившую на единственного ребенка, и лишившуюся его вследствие безвременной его смерти, и провожающую смертные останки сына и жалобно бьющую себя в грудь, — говорится: «сжалился над нею». Да и как могло бы быть иначе, когда Он — Отец сирот и Судия вдовиц? И сказал ей, утешая ее и вместе предвидя будущее: «Не плачь». Потому что Он знал, что намеревался сделать. Женщина же эта ни Его не знала, ни тем менее того, что имело произойти. Поэтому ни веры не имела, ни молила Его ни о чем, ни Он не требовал от нее веры. Но все могущий и не нуждающийся в помощи со стороны верующих, Он, подошед, прикоснулся к одру (на котором несли умершего), — чтобы показать, что Его тело, как обожествленное, обладает животворящей силой, — и сказал: «Юноше,! тебе говорю, встань!». «Мертвый, поднявшись, сел»; потому что услышал бесчувственный прах Призывающего не сущее, как сущее; услышал Носящего все словом силы Своей; услышал голос не богоносного человека, но Бога вочеловечившегося. И не только сел мертвый, но и начал говорить. Потому что и в отношении сына вдовы Сарептянки, когда возвратилась душа его к нему, отрок, как говорит история, сразу же «возопил». Это же служило показанием, что воскресение его не было призрачным, но реальным. Итак, Илия молитвою воздвиг одного умершего, и Елисеей еще при своей жизни воскресил иного мертвеца, свидетельствуя и предъявляя этим богочеловеческую животворящую силу (ένέργειαν) Христа; Господь же, прежде Креста, Своим повелением воздвиг троих из мертвых: сего сына вдовы, дочь начальника синагоги и четверодневного Лазаря; будучи же на кресте, Он воскресил многих, которые и явились многим (Мф.27:22,23). К тому же, после крестной смерти, подъятой за нас, Он Себя воскресил, лучше же сказать — восстал тридневный, единый Сам став Начальником вечной жизни. Потому что все иные, хотя и воскресли, но затем снова были участниками нашей смертной жизни; когда же Христос восстал от мертвых, смерть Им уже не обладает. Посему и единый Господь стал «первенцем из умерших», т. е. — верных, преставляющихся из здешней жизни в надежде воскресения и жизни вечной. Итак, Он стал Первенцем из умерших и Первородным из мертвых, и нам обеспечил и обетовал жизнь, но не такую — какую мы имеем теперь, смертную и тленную, в которой господствует душевный дух (т. е. животный импульс), но — жизнь, хранимую для нас в надеждах, божественную и бессмертную и вечную. Потому что она является Его даром, даром воистину достойным Бога. Итак, поскольку теперь Он еще не дарует ее призванным к жизни [2], но жизнь здесь пресекается смертью, то поэтому воскресив умерших, Он сделал это тогда не ради самих тех умерших, но — ради других, чтобы привести их к вере, которая и является подательницей вечной жизни. И посему и оного отрока Он воскресил тогда не ради его самого, но ради его матери, сжалившись над ней, как и Евангелист это ясно повествует. Посему и воскресив, Он дал его матери его.

Но заметьте, что Господь, сжалившись над вдовой, оплакивающей сына, употребил не только утешительные слова, но и делом уврачевал ее скорбь. Так, по силе, и мы будем поступать, и не только словами будем сострадать тяжко бедствующим, но явим наше сострадание к ним делами. Потому что если мы всеми силами покажем доброделание, то и Бог, в Свою очередь, всемерно окажет нам благодеяние. Но посудите, каково преимущество и превосходство сего обмена: ибо насколько Бог превосходит человека, настолько и сила Его — силу человеческую, и милость, проистекающая от сей силы, превосходит милость, оказываемую нами ближнему. Если кто просил бы медные оболы и взамен за это давал золотые статиры, кто не был бы рад такой сделке? Ныне же не медь имеет быть обмененной на золото, которые являются металлами почти равной ценности, но — дается человеческое, а воспринимается божественное, и то человечность оказывается людям, что является и естественным долгом. Потому что сострадание и милостивое отношение друг к другу, конечно, мы должны оказывать на основании самого нашего естества. И вот когда мы видим многовидные милости, оказываемые нам Богом, за которые Он требует от нас не иного чего, как только прощения ближнего, общительности и человеколюбия, говоря: «Прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам» (Лк.6:37,38), то неужели нет настоятельной нужды, чтобы и мы, насколько можем, делами воздавали нуждающейся братии нашей милостью и снисходительностью?! Поскольку же мы не только были помилованы Богом, и столько были облагодетельствованы им, что и исчислить это невозможно, к тому же еще приняли залоги от Него, что доброй мерой и утрясенной воспримем от Него за благотворение братиям нашим, то неужели, насколько есть силы, не постараемся мы? Неужели и саму нашу жизнь, если бы понадобилось, не положим мы за других, в подражание Владыки, дабы воспринять от Него жизнь вечную? И это даже было бы нашим долгом, если и не в отношении к нашим братьям, то — в отношении к Давшему Себя на смерть за нас, не только в Искупление, но и в пример и в деятельное наставление в деле и слове и разуме несравнимо высшее всего. Ибо ради сего, как говорит Апостол Петр, Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1Пет.2:21) и были готовы, если понадобится, и душу нашу положить для исполнения заповедей Его. Потому что таким образом мы будем участниками сущей в Нем присносущной жизни и царства, вечно живя с Ним и сопрославляясь с Ним.

Видите ли сего Мироточивого, наступающую память священного мучения которого, мы сегодня начали предпраздновать: кровь его тела, добровольно излиянная за Христа, по сему произвела приснотекущий и неиссякаемый источник многовидных чудес, освящения души и истекающего от мощей благоуханнейшего и священнейшего мира. И хотя душа сего Великомученика и ныне заслуженно наслаждаясь на небесах, обладает вечной и неизменной славой, однако тело его еще не прославлено с ней, но происходящие в настоящее время веши являются как бы неким предначертанием и образом и символом, имеющей открыться объемлющей его божественнейшей и небесной славы. Если же таковы предначертания и образ, то что же сказать о имеющем быть совершенстве?! Конечно, оно неизреченно и непостижимо. Да будет же и нам по молитвам иже в Мучениках Мироточца, как здесь мы воспринимаем от истекающего от него божественного мира, так и тогда быть зрителями и участниками сей славы, благодатью и человеколюбием прославляющегося в Своих мучениках Иисуса Христа, Сущего Бога над всем, Которому подобает всякая слава в нескончаемые века. Аминь.

(Свт.Григорий Палама, «Беседы (омилии)», ч.2, Омилия 42).

Свт.Тихон Задонский

Милость

    «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (Мф 6:1).
    «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф 25:34—36). Воздаяние за дела милости — небесное царствие.
    «Тогда скажет и тем, которые полевую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть«, и прочее (Мф 25:41—43). Казнь за немилосердие — огонь вечный.
    «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк6:36).
    «Продавайте, — говорит Христос к верным Своим, — имения ваши и давайте милостыню» (Лк 12:33).
    «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк 16:9).
    «Суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак 2:13).
    «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр 13:16).
    «Любит милость и суд Господь» (Пс 32:5).
    «Блажен помышляющий о нищем и убогом! В день бедственный избавит его Господь. Господь да сохранит его, и сбережет ему жизнь, и дарует ему блаженство на земле, и да не предаст его в руки врагов его» (Пс 40:2—3).
    «Добрый муж, щедро дающий, он расточил, дал нищим. Правда его пребывает во век века» (Пс 111:5,9).    

Святой Златоуст об этом
    Где милосердие, там спасение, непричастное мучению; где милосердие, там нет суда; где милосердие, там оправдания не требуются (Слово о Давиде пророке и Павле апостоле, на слова Пс. 50: помилуй мя, Боже).
    Милость и милостыня — сердце добродетелей (Беседа 48 на евангелиста Матфея, гл. 13).
    Если милосердие хотим творить, нужно только благое произволение (Беседа 52 на евангелиста Матфея, гл. 15).
    Какими будем к ближним своим, таким и Бог будет к нам (Беседа 60 на евангелиста Иоанна, гл 10).
    За милосердием все благое последует (Беседа 19 на Послание к римлянам, гл.11).
    Ничто так Богу не любезно, как милосердие (Беседа 4 Послание к филиппийцам).
    Милосердный тот, кто свое расточает, и все свое щедро дает (На псалом 3).
    Нет никого столь знатного и славного, как милосердный (На псалом 3).
    Через милосердие приобретается спасение (На псалом 122).
    Милостыня на Суде защитит ее подающего, и не будет ему осуждения (На псалом 3).
    Приятнее Богу услышать милостыню, сотворенную нищим, чем песнь Давидову (На псалом 12).
    Сила милостыни бессмертна, нетленна, неугасима (На псалом 111).
    Руки, оскверненные грабительством, обидой и сребролюбием, очищай милостыней и милосердием (На псалом 140).
    Милостыня, убогому поданная, Христу дается (Беседа 88 на евангелиста Матфея, гл 27).
    Милостыней все душевные болезни угашаются (Беседа 40 на евангелиста Матфея, гл 1).
    Милостыня — вечной жизни ходатайница (Беседа 52 на евангелиста Матфея, гл 15).
    Не погибает сокровище, если дашь милостыню: если же не дашь, погибнет (Беседа 20 на евангелиста Матфея, гл 6).
    Если даешь милостыню, затвори двери твои: тот, кто приемлет ее, пусть один только и знает о ней (Беседа 72 на евангелиста Матфея, гл. 17).
    Беззаконно собрал ты — законно расточи; неправедно собрал — праведно расточи (Беседа 5 на евангелиста Матфея, гл. 1).
    Большого удивления будешь ты достоин, если, находясь в нищете, щедрее богатого окажешься (Беседа 64 на евангелиста Матфея, гл.19).
    Об умершем не плакать, но милостыню, полезную ему, творить подобает (Беседа 62 на евангелиста Иоанна, гл. 11).
    Великое милосердие, когда от нужного, а не от избытка творим милостыню (Беседа 60 на евангелиста Иоанна, гл. 10).    

Рассуждение о милости
    Милость, как сказано, — плод любви.    

Что такое милость, и как ее должно делать?
    Первое. Человек состоит из двух частей: тела и души; потому и милость, ему оказываемая, двоякая: душевная и телесная.
    Милость телесная, когда телу дается милость, например, алчущего напитать, жаждущего напоить, и прочее. Милость душевная, когда душе делается милость, например, обратить грешника от греха и приводить к лучшему житию, скорбящего утешать, и прочее.
    Второе. Милость бывает, когда делаем добро недостойным, то есть тем, которые ничем у нас того не заслужили, или даем выше заслуги награждение. Например, если кто-либо один день бы трудился, и труд его стоил не более двадцати или тридцати копеек, а ему дано было бы более, пятьдесят копеек, или рубль, то это была бы милость; иначе не милость, а воздаяние будет. Также, когда делаем милость без всякой нашей корысти.
    Третье. Чем сильнее нужда, тем большая милость делается. Например, большая милость одеть нагого, чем того, кто был в худом платье. Большая милость — с бедствующим бедствовать, чем просто ему помогать без ущерба себе.
    Четвертое. Милостыня или милость судится по усердию дающего: Доброхотно дающего любит Бог, — говорит апостол (2 Кор 9:7).
    Пятое. Милость должно делать не ради тщеславия, иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного (Мф 6:1).
    Шестое. Милость должно оказывать от своих трудов, а не от похищенного; иначе это не будет милостью, если не свое дается.
    Седьмое. Милость сделанную, сколько можно, должно забывать, чтобы тщеславием не повредилась.
    Восьмое. Милость должно оказывать всем, добрым и злым, друзьям и врагам, только бы нужда требовала.
    Девятое. Милость должно делать, смотря на нужду требующего: у кого большая нужда, более давать, чтобы нужде его помочь.    

Причины, возбуждающие к милости
    Первая. Милость — великая добродетель, которой человек милостивому Богу уподобляется.
    Вторая. Милостивые помилованы будут (Мф 5:7).
    Третья. За милость царство небесное обещается (Мф 25:34).
    Четвертая. Кто милует нищего, взаймы дает Богу, от Которого в будущем веке непременно получит воздаяние.
    Пятая. Чем больше милость, тем большее и вознаграждение будет за милость: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет (2 Кор 9:6).
    Шестая. Суд без милости будет не сотворившим милости (Иак 2:13). И Христос немилостивых в огонь вечный отсылает. Если же немилостивых, которые не дают от своего, Христос отсылает в огонь вечный, то что будет тем, которые чужое добро грабят?

(Свт.Тихон Задонский, «Плоть и дух», Глава 23: Милость).

Изречения Святых Отцов:

«Воскрешение сына вдовы обозначает обновление нашего ума. Потому что вдовой была и наша душа, которая, по причине греха, лишилась Небесного Жениха, имея у себя, как бы единственного сына, свой ум, который, будучи уязвлен жалом греха, умер, утеряв истинную жизнь. Выносится же и он вон, став совсем далеким от Бога, гонящими его страстями несомый в ад и бездну гибели; но Господь, пришел к нам и представ уже в Своем пришествии во плоти, его и обновил и воскресил» (Свт.Григорий Палама, «Беседы (Омилии)», ч.2, Омилия 42).

«Посему-то ни это не пропустил сказать Евангелист, говоря, что «пошел после сего» Иисус, чтобы воскресить умершего сына вдовы и ее плач обратить в веселие. Прошу вас, братие, внимайте моим словам: потому что и каждый из вас, если ощутит, что несет в себе мертвеца (т. е. свой умерший ум), и оплачет слезами свои грехи, и в покаянии будет скорбеть, то и к нему придет Утешитель, дарующий жизнь и вечное утешение. Ибо, «Блаженны», говорится, «плачущие, ибо они утешатся».» (Свт.Григорий Палама, «Беседы (Омилии)», ч.2, Омилия 42).

«Илия молитвою воздвиг одного умершего, и Елисеей еще при своей жизни воскресил иного мертвеца, свидетельствуя и предъявляя этим богочеловеческую животворящую силу (ένέργειαν) Христа; Господь же, прежде Креста, Своим повелением воздвиг троих из мертвых: сего сына вдовы, дочь начальника синагоги и четверодневного Лазаря; будучи же на кресте, Он воскресил многих, которые и явились многим (Мф.27:22,23). К тому же, после крестной смерти, подъятой за нас, Он Себя воскресил, лучше же сказать — восстал тридневный, единый Сам став Начальником вечной жизни. Потому что все иные, хотя и воскресли, но затем снова были участниками нашей смертной жизни; когда же Христос восстал от мертвых, смерть Им уже не обладает. Посему и единый Господь стал «первенцем из умерших», т. е. — верных, преставляющихся из здешней жизни в надежде воскресения и жизни вечной.» (Свт.Григорий Палама, «Беседы (Омилии)», ч.2, Омилия 42).

«Но заметьте, что Господь, сжалившись над вдовой, оплакивающей сына, употребил не только утешительные слова, но и делом уврачевал ее скорбь. Так, по силе, и мы будем поступать, и не только словами будем сострадать тяжко бедствующим, но явим наше сострадание к ним делами. Потому что если мы всеми силами покажем доброделание, то и Бог, в Свою очередь, всемерно окажет нам благодеяние.» (Свт.Григорий Палама, «Беседы (Омилии)», ч.2, Омилия 42).

«Сострадание и милостивое отношение друг к другу, конечно, мы должны оказывать на основании самого нашего естества. И вот когда мы видим многовидные милости, оказываемые нам Богом, за которые Он требует от нас не иного чего, как только прощения ближнего, общительности и человеколюбия, говоря: «Прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам» (Лк.6:37,38), то неужели нет настоятельной нужды, чтобы и мы, насколько можем, делами воздавали нуждающейся братии нашей милостью и снисходительностью?! Поскольку же мы не только были помилованы Богом, и столько были облагодетельствованы им, что и исчислить это невозможно, к тому же еще приняли залоги от Него, что доброй мерой и утрясенной воспримем от Него за благотворение братиям нашим, то неужели, насколько есть силы, не постараемся мы? Неужели и саму нашу жизнь, если бы понадобилось, не положим мы за других, в подражание Владыки, дабы воспринять от Него жизнь вечную? И это даже было бы нашим долгом, если и не в отношении к нашим братьям, то — в отношении к Давшему Себя на смерть за нас, не только в Искупление, но и в пример и в деятельное наставление в деле и слове и разуме несравнимо высшее всего. Ибо ради сего, как говорит Апостол Петр, Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1Пет.2:21) и были готовы, если понадобится, и душу нашу положить для исполнения заповедей Его. Потому что таким образом мы будем участниками сущей в Нем присносущной жизни и царства, вечно живя с Ним и спрославляясь с Ним.» (Свт.Григорий Палама, «Беседы (Омилии)», ч.2, Омилия 42).

«Продавайте, — говорит Христос к верным Своим, — имения ваши и давайте милостыню» (Лк 12:33).

«Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк 16:9).

«Суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак 2:13).

«Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр 13:16).

«Любит милость и суд Господь» (Пс 32:5).

«Блажен помышляющий о нищем и убогом! В день бедственный избавит его Господь. Господь да сохранит его, и сбережет ему жизнь, и дарует ему блаженство на земле, и да не предаст его в руки врагов его» (Пс 40:2—3).

«Добрый муж, щедро дающий, он расточил, дал нищим. Правда его пребывает во век века» (Пс 111:5,9).  

«Милость и милостыня — сердце добродетелей» (Свт.Иоанн Златоуст, Беседа 48 на евангелиста Матфея, гл. 13).

«Ничто так Богу не любезно, как милосердие» (Свт.Иоанн Златоуст, Беседа 4 Послание к филиппийцам).

«Через милосердие приобретается спасение» (Свт.Иоанн Златоуст, На псалом 122).

«Милостыня на Суде защитит ее подающего, и не будет ему осуждения» (Свт.Иоанн Златоуст, На псалом 3).

«Приятнее Богу услышать милостыню, сотворенную нищим, чем песнь Давидову» (Свт.Иоанн Златоуст, На псалом 12).

«Руки, оскверненные грабительством, обидой и сребролюбием, очищай милостыней и милосердием» (Свт.Иоанн Златоуст, На псалом 140).

«Милостыня, убогому поданная, Христу дается» (Свт.Иоанн Златоуст, Беседа 88 на евангелиста Матфея, гл 27).

«Милостыня — вечной жизни ходатайница» (Свт.Иоанн Златоуст, Беседа 52 на евангелиста Матфея, гл 15).

«Великое милосердие, когда от нужного, а не от избытка творим милостыню» (Свт.Иоанн Златоуст, Беседа 60 на евангелиста Иоанна, гл. 10).    

«Человек состоит из двух частей: тела и души; потому и милость, ему оказываемая, двоякая: душевная и телесная. Милость телесная, когда телу дается милость, например, алчущего напитать, жаждущего напоить, и прочее. Милость душевная, когда душе делается милость, например, обратить грешника от греха и приводить к лучшему житию, скорбящего утешать, и прочее.» (Свт.Тихон Задонский, «Плоть и дух», Глава 23: Милость).

«Милостыня или милость судится по усердию дающего: «Доброхотно дающего любит Бог«, — говорит апостол (2 Кор 9:7).» (Свт.Тихон Задонский, «Плоть и дух», Глава 23: Милость).

«Милость должно делать не ради тщеславия, иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (Мф 6:1).» (Свт.Тихон Задонский, «Плоть и дух», Глава 23: Милость).

«Милость должно оказывать от своих трудов, а не от похищенного; иначе это не будет милостью, если не свое дается.» (Свт.Тихон Задонский, «Плоть и дух», Глава 23: Милость).

«Милость сделанную, сколько можно, должно забывать, чтобы тщеславием не повредилась.» (Свт.Тихон Задонский, «Плоть и дух», Глава 23: Милость).

«Милость должно оказывать всем, добрым и злым, друзьям и врагам, только бы нужда требовала.» (Свт.Тихон Задонский, «Плоть и дух», Глава 23: Милость).

«Милость должно делать, смотря на нужду требующего: у кого большая нужда, более давать, чтобы нужде его помочь.» (Свт.Тихон Задонский, «Плоть и дух», Глава 23: Милость).

«Милость — великая добродетель, которой человек милостивому Богу уподобляется. «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк6:36).» (Свт.Тихон Задонский, «Плоть и дух», Глава 23: Милость).

«Милостивые помилованы будут (Мф 5:7).» (Свт.Тихон Задонский, «Плоть и дух», Глава 23: Милость).

«За милость царство небесное обещается. «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф 25:34—36). Воздаяние за дела милости — небесное царствие.» (Свт.Тихон Задонский, «Плоть и дух», Глава 23: Милость).

«Кто милует нищего, взаймы дает Богу, от Которого в будущем веке непременно получит воздаяние.» (Свт.Тихон Задонский, «Плоть и дух», Глава 23: Милость).

«Суд без милости будет не сотворившим милости (Иак 2:13). И Христос немилостивых в огонь вечный отсылает. «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.» (Мф 25:41—43). Казнь за немилосердие — огонь вечный. Если же немилостивых, которые не дают от своего, Христос отсылает в огонь вечный, то что будет тем, которые чужое добро грабят?» (Свт.Тихон Задонский, «Плоть и дух», Глава 23: Милость).

Составил и адаптировал: о.Серафим Медведев.

Оставьте комментарий