1. /
  2. Недели по 50-нице, после...
  3. /
  4. 21-е воскресенье, 21-я неделя...

21-е воскресенье, 21-я неделя по 50-нице.

Оглавление:
Апостол и Евангелие. Толкования.
Проповеди (видео и аудио).
Богослужение (видео и аудио).
Поучения Святых Отцов.
Свт.Илия Минятий. Слово на Евангелие от Луки. О проповеди слова Божия.
Свт.Феофан Затворник. В неделю 21-ую по Пятидесятнице.
Изречения Святых Отцов:

Апостол и Евангелие. Толкования.

Апостол:
Братия, / однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. (Гал.2:16-20)

Евангелие:
И сказал Господь притчу сию, / вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! (Лук.8:5-15)

Толкования:

«(Гал.2,16-20; Лк.8,5-15). Под терниями и волчцами, подавляющими слово божественной истины, кроме богатства, сластей и скорбей житейских, в нынешнее время надо разуметь и разные ложные учения, распространяемые учеными, потерявшими истину и сбившимися с пути к ней. Таких учений у нас расходится много: иные гласно и открыто идут против истины; другие— под условными намеками, понятными, однако, тем, к кому направляются. В существе они действуют как угар: незаметно входя, омрачают голову и доводят до потери ясного сознания всего окружающего. Кто нахватается этого угара, тот начинает бредить, как сонный, ибо все представляется ему уже совсем не в том виде, как оно есть и как представляется находящемуся в здравом уме. Встретив такое лицо, вы видите, что у него подавлена не только истина всякая, но заглушено и чувство истины, и ложь внедрилась во все составы ума. Как же быть? Не слушать и не читать этих бредней, а когда невольно услышалось или прочиталось, — выбрось из головы, а когда не выбрасывается, — подвергнуть рассуждению, и все разлетится, как дым.» (свт.Феофан Затворник, «Мысли на каждый день года», 21-я неделя по 50-це).

«Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Ныне сбылось то, что давно сказал Давид от лица Христова. «Открою, — сказал он, — уста мои в притче» (Пс. 77, 2). Господь притчами говорил по многим целям, именно: чтобы слушателей сделать более внимательными и возбудить ум их к исследованию того, о чем говорится (ибо мы, люди, обыкновенно более занимаемся прикровенными речами, и на ясные мало обращаем внимания), и чтобы недостойные не поняли того, что говорится таинственно; и по многим другим побуждениям говорит Он притчами. Вышел «сеятель», то есть Сын Божий. «Вышел» из недр Отца и из Своей сокровенности и сделался видимым. Кто же вышел? Тот, Кто всегда сеет. Ибо Сын Божий не перестает всегда сеять в наших душах: Он сеет в наших душах добрые семена не только тогда, когда учит, но и через мир сей, и через те явления, которые совершаются с нами и около нас. Он вышел не затем, чтобы погубить земледельцев или выжечь страну, но затем только, чтобы сеять. Ибо земледелец часто выходит не затем только, чтобы сеять, но и за другим. — Он вышел сеять семя «свое». Ибо слово учения у Него было собственное, а не чужое. Пророки, например, что ни говорили, говорили не от себя, но от Духа; почему и говорили они: «это говорит Господь». А Христос имел семя Свое; почему, когда и учил, Он не говорил: «это говорит Господь», но: «Я говорю вам». — Когда Он сеял, то есть учил, иное семя упало при дороге. Не сказал Он: сеятель бросил, но: оно упало; потому что сеятель сеет и учит, а слово падает в сердца слушателей. Они-то и оказываются или дорогой, или камнем, или тернием, или землей доброй. — Когда ученики спросили о притче, Господь сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, то есть вам, желающим научиться; ибо всякий просящий получает. А прочим, недостойным таинств, они сообщаются прикровенно, и таковые кажутся видящими, но не видят, и слышащими, но не разумеют, и это для их же блага. Ибо Христос для того сокрыл сие от них, чтобы они, познав таинства и презрев их, не подпали большему осуждению, так как знающий и пренебрегающий достоин тягчайшего наказания.
     Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Три разряда людей, кои не спасаются по этой притче. К первому относятся те, кои подобны семени, упавшему при пути, то есть совершенно не приняли учения, ибо как дорога утоптанная и избитая, не принимает семени, потому что она жестка, так и жестокосердые совершенно не принимают учения, потому что хотя они и слушают, но без внимания. К другому относятся те, кои подобны семени, упавшему на камень, то есть те, кои хотя и приняли учение, но потом, по немощи человеческой, оказались бессильными перед искушениями. Третий же разряд, — это те, кои знают учение и, однако ж, подавляются заботами житейскими. Итак, три части погибающих, а одна — спасающихся. Таким образом, спасающихся мало, а погибающих — очень много. Смотри, как Он говорит относительно подавляемых заботами житейскими: не сказал Он, что они подавляются богатством, но заботами о богатстве. Ибо не богатство вредит, а заботы о нем. Потому что многие получили пользу от богатства, раздав его на утоление голода бедных. Приметь, пожалуй, и точность евангелиста, как он сказал о спасающихся: «услышав слово, хранят его». Это сказал он ради тех, кои при пути; ибо сии не содержат учение, но диавол уносит его у них. «И приносят плод» — это сказал Он ради тех, кои подавляются заботами житейскими и не выдерживают до конца, ибо таковые, то есть не носящие до конца, не приносят плода. «В терпения — сказал ради тех, которые на камени; они и принимают учение, но, не устояв против нашедшего искушения, оказываются негодными. Видишь ли, как Он сказал о спасающихся: «хранят и приносят плод в терпении» и через эти три свойства отличил их — от не содержащих, каковы те, которые при пути, от не приносящих плода, каковы те, которые в терниях, и от не переносящих нападшего на них искушения, каковы те, которые на камени.» (блаж.Феофилакт, Толкование на Лук.8:5-15).
————-

Проповеди (видео и аудио)

Проповедь 29.10.2023.

Толкование на Евангелие, притча о сеятеле и семени. О четырех состояниях душ человеческих и восприятии слова Божия. О внутреннем делании борьбы со страстями и исполнении заповедей, во время делания дел и житейских забот. Спасение — просто. О невозможности правильной борьбы со страстями в Московской Патриархии и ей подобных.
21-е воскресенье по 50-це. Евангелие от Лук.8:5-15, притча о сеятеле и семени.

Аудио-проповедь 10.11.2019

Смысл притчи о семени и сеятеле. О различном состоянии душ человеческих, слышащих слово о спасении, и их реакции на него. Что надо для спасения,  и чтобы пойти по пути спасения.
21-е воскресенье по 50-це. Евангелие от Луки гл.8, ст.5-15. “Притча о семени и сеятеле”.

О впечатлении на душу от слова Божия. О непонимании спасения и нежелании его

О семени упавшем при дороге (Мар.4: 4), и о впечатлении на душу от слова Божия. О разном непонимании спасения, по причине различного душевного состояния. О нежелании спасения по причине душевного ожесточения. О вразумлении ближнего. /  8.09.2018г.
—————

Богослужение (видео и аудио)

Богослужение, Псалмы Ефрема Сирина 29 — 36 / 29.10.2023

О молитве и чувствах за богослужением. О покаянии и чувстве преданности Богу.
10:20 Начало обычное. Ектения Великая. Приидите, поклонимся. Псалмы Ефрема Сирина 29 — 36. Ектения Малая. Апостол Гал.2:16-20, и Евангелие Лук.8:5-15 (21-я неделя по 50-це). Воскресение Христово видевше. Ектении Сугубая и Просительная. Отпуст. / 29.10.2023.

Богослужение, Псалмы Ефрема Сирина 37 — 43

Наставление о молитве за богослужением. Начало обычное. Ектения Великая. Приидите, поклонимся. Псалмы Ефрема Сирина 36 — 43. Ектения Малая. Апостол Гал.2:16-20, и Евангелие Лук.8:5-15 (неделя 21-я по 50-це). Ектении Сугубая и Просительная. Отпуст. / 6.11.2022.
————

Поучения Святых Отцов.

Свт.Илия Минятий

Слово на Евангелие от Луки. О проповеди слова Божия

«Вышел сеятель сеять семя свое, и … иное упало при дороге … а иное упало на камень … а иное упало между тернием … а иное упало на добрую землю» (Лук.8:5-8).

Какой несчастный этот земледелец, о котором повествует в притче нынешнее святое Евангелие! Какой тщетный труд! Как много семени! Как мало плода! Он сеет с бодрым сердцем, открытой рукой, с благими надеждами, но семя частью падает на пути и попирается прохожими или поедается птицами, час­тью падает на камень и, так как не имеет влаги, засыхает, час­тью — в терновник и, не имея простора, заглушается им. Самая малая часть падает на добрую землю, и только она пускает кор­ни, произрастает и дает плод.

Иносказание ясно. Сеятель — проповедник святого Еванге­лия и Учитель; семя — слово Божие, которое в изобилии сеется в святой Божией Церкви, но часть его падает как бы на пути, среди некоторых христиан, не имеющих никакого внимания, и поэтому подвергается презрению и рассеивается. Другая часть падает как бы на камень, в некоторые сухие сердца, и поэтому не пускает корней и не приобретает силы. Иная попадает как бы в терновник, в умы, полные житейских забот, и поэтому остается бесплодной. Только незначительная часть падает как бы на добрую землю, в некоторые благоговейные души, которые вы­слушивают его с радостью, с заботливостью соблюдают его, и только здесь оно приносит многообразный плод спасения. Доселе много убытков у земледельца, велика потеря семени; и я жалею о семени, которое погибает, сожалею и о земледельце, который терпит убытки. Но несравненно больше я жалею, лучше сказать стенаю от сердца и безутешно плачу о том, что в наши несчастные времена нет земледельца и совершенно исчезло семя, т. е. не находится проповедника и учителя Евангелия и со­вершенно прекратилось сеяние слова Божия. Поэтому таинст­венная нива Церкви Христовой окончательно запущена, так как вовсе не возделывается и не засеивается; и там, где некогда она производила для житниц Царства Небесного много или мало избранной пшеницы, плода правды, теперь произрастают толь­ко терние, волчцы, плевелы, бесплодные деревья — все вещест­во для огня вечного мучения. Поэтому сегодня, пользуясь этой притчей, хочу вам указать, во-первых, как полезны и как необ­ходимы в Церкви Христовой земледелец, который сеет, и семя, которое сеется, т. е. проповедник, учитель Евангелия, и пропо­ведь Евангелия или Слово Божие, учение; а во-вторых, каковы причины, препятствующие тому, чтобы приносился плод ду­шевного спасения. И здесь я умоляю Святого Духа о содейст­вии, чтобы семя нынешней Евангельской проповеди, которое я буду сеять, пало не при пути, не на камне, не в терновник, а це­ликом на добрую и хорошую землю и принесло духовный плод сторицей. «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк. 8, 8). 

1. Приблизились дни, когда Господь наш Иисус Христос должен был оставить землю и вознестись на небо; там, на горе Елеонской, Он дает апостолам такого рода заповедь. Ученики Мои, Я исполнил волю пославшего Меня Отца; теперь Я дол­жен удалиться и оставляю вас; но Я вас оставляю наследника­ми Моей власти, апостолами Моего учения, наследниками Моего духа. Дело, которое Я заповедаю вам сделать, заключает­ся в том, чтобы вы обратили весь человеческий род в Мою веру. Видите весь этот великий мир, он от востока до запада и от севера до юга есть царский трон Миродержителя; здесь три ве­ликие врага: неукротимое жестокосердие иудеев, пытливая мудрость эллинов и страшная сила римлян. Вам, таким обра­зом, предстоит победить силу римлян, смутить мудрость элли­нов и смягчить жестокосердие иудеев. Идолопоклонство и не­честие вы должны превратить в благочестие и богопознание; вы должны победить весь мир и царство мира обратить в Цар­ство Божие. «Идите… научите все народы, крестя их во имя От­ца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28,19). В высшей степени труд­ное дело, чтобы двенадцать человек, бедных и низких родом, победили весь мир. Но какое оружие дал им Христос, послав­ший их вести такую великую войну? Бог посылает Иисуса Навина со всем израильским народом покорить Иерихон и гово­рит ему: «Видишь этот великий город? Представляешь ли себе эти высокие стены? Вот эти стены Я разрушу до земли, и ты войдешь победителем в тот город. Я хочу, чтобы ты при этом не употребил никакого оружия, ни меча, ни копья, ни лука и стрел, вообще никакого другого военного орудия. Достаточно одного того, чтобы священники подняли ковчег на свои плечи, обошли стены и вострубили в трубы, и Я обещаю тебе, что звуком труб стены падут и город будет отдан в твои руки». Так сказано, так и произошло — «и затрубили трубами… и обрушилась стена [города] до своего основания, и народ пошел в город» (Нав.6, 19). Такую же заповедь дал и Своим апостолам Христос. Я вас посылаю, сказал Он им, победить весь мир, покорить всю тварь, привлечь в Православие все народы, сделать всех людей христианами; но Я не хочу, чтобы вы воспользовались каким-нибудь особого рода оружием. Я хочу, чтобы вы не брали с собой не только меча и копья, но даже ни сумы, ни жезла; достаточно только, чтобы вы подняли ковчег освящения, взяли Мое Евангелие и с ним прошли повсюду, чтобы уста ваши сде­лались трубами и вы возвестили Евангелие, — «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16,15); и Я вам обещаю, что перед одной проповедью Евангелия падет весь мир и все люди обратятся в Мою веру. Так сказал им Христос; так и слу­чилось: перед проповедью Евангелия, которую распространяли сначала апостолы, пали высокие стены Иерихона, т. е. язычес­кие капища и еврейские синагоги. Пали идолопоклонство и нечестие; воздвиглась новая Церковь, и воссияла новая вера христиан. А проповедью Евангелия, которую продолжали за­тем наследники апостолов, архиереи и иереи, трубы Святого Духа, укрепилась Церковь, и вера распространилась во все кон­цы земли — «По всей земле прошел звук их, и до пределов вселенной слова их» (Пс. 18,5). Таким образом, единственное орудие, ко­торым Бог воспользовался для уничтожения в мире нечестия и распространения богопознания, есть ни иное что, как пропо­ведь Евангелия, слово Божие, поучение. «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». Так необходима и так полезна в Церкви Христовой проповедь Евангелия.

Но неужели она имеет такую чудесную силу? Всемогуще ипостасное Слово, Которое вечно рождается от всеносящего Ума совечного Отца и есть поэтому Премудрость Отца и Си­ла, — как это и говорится Павлом, — Которой Он сотворил ве­ки, создал все, небо и землю, видимое и невидимое. «Словом Господним небеса утвердились, и духом уст Его вся сила их» (Пс. 32,6), — так свидетельствует Давид. И Иоанн говорит: «Все чрез Него начало быть» (Ин 1, 3). Так же всемогуще и то слово Божие, кото­рое есть внешнее выражение воли Ипостасного Слова, и оно имеет всю силу Святого Духа, чтобы совершать самые возвы­шенные чудеса: как То (Ипостасное) — в творении, каковые ви­дела природа, так это (внешнее) — в воссоздании, каковые совершает благодать. Беспредельную силу слова Божия Бог восхотел показать пророку Иезекиилю и сказал ему следующее. Пророк, выйди в поле и там увидишь его полным костей мерт­вецов — «Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей человеческих» (Иез. 37, 1); и чтобы ты понял силу божественного слова, возвести, поучай и увидишь, что эти сухие кости облекутся плотью, примут дух и станут людьми живыми, — «изреки пророчество на кости сии и скажи им: «кости сухие! слушайте слово Господне!»» (Иез.37, 4). Пророк возвестил слово Божие; и — о чудо! — бесчувст­венные и мертвые кости вдруг получили чувство и жизнь и вос­кресли — «И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище» (Иез.37,10). Это значит, что слово Божие есть жизнь, есть душа, Воскресение для тех, кто слушает его, как говорит Христос у Иоанна: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин.5,25); а блаженный Павел присовокупляет и причину: потому, говорит он, что слово Божие есть жизнь и сила — «Ибо слово Божие живо и действенно» (Евр.4,12).

Если кто-нибудь мертв в нечестии или в грехах, то кто может его воздвигнуть? Слово Божие, которое есть жизнь. Если кто-нибудь заблуждается во тьме ересей или на пути развращенной жизни, кто может просветить его или обратить на путь спасе­ния? Слово Божие, которое есть свет и истина. Болен ли кто ду­шой, слово Божие его исцеляет. Жесток ли кто сердцем, слово Божие его смягчает. Грешит ли кто нераскаянно, слово Божие влечет его к покаянию. «Ибо слово Божие живо и действенно». Хри­стиане в Церкви должны питаться с небес, как евреи в пустыне; пища евреев была манна, а пища христиан есть слово Божие, как и говорит Григорий Богослов: «Хлеб ангельский есть слово Божие, которым питаются души, алчущие Бога». Если бы не было манны в пустыне, что стали бы делать несчастные евреи? И если бы не было слова Божия в Церкви, что стало бы с несча­стными христианами? Христиане должны знать, какие есть дог­маты веры, сколько заповедей Божиих, какие таинства Церкви, какие смертные грехи, какие добродетели христианского обра­за жизни, каковы обязанности христианина, — и никого нет, кто бы истолковал им это. И кто объяснит? «Как… услышать без проповедающаго?» (Рим. 10, 14) Божественный гнев не может ниспослать голод хуже этого голода! Христиане, Господь устра­шает евреев устами пророка и говорит им следующие страшные слова, послушайте. О, жестокосердый народ израильский! За ваши грехи и неправды Я вам пошлю голод, но не голод хлеба, а голод слова Божия, т. е. чтобы вы взалкали, чтобы вы умерли с голоду, страстно искали слова Божия и не слышали его, — «Вот… Я пошлю (вам) на землю голод, — не голод хлеба… но голод слышания слов Господних» (Ам. 8, 11); чтобы не слышалось в церкви слово Божие, что­бы нельзя было найти этой небесной манны, этого ангельского хлеба, «которым питаются души, алчущие Бога»; чтобы совер­шенно исчезло слово Евангельской проповеди. Это голод, при­водящий к смерти не тела, а души; душевная же смерть есть му­чение ада. Чтобы Евангелие не проповедовалось среди право­славных, это — наказание, которое Бог посылает нам за грехи, и самый ясный знак гнева Божия. Какая гибель душ! Какое уни­чижение Церкви! Какая печаль и утрата для Иисуса Христа! Какая радость и прибыль дьяволу!

И поистине, ни о чем другом дьявол не старается с таким рвением, как о том, чтобы упразднить в Церкви Христовой проповедь Евангелия, изгнать отовсюду, где бы ни было, учите­лей и проповедников Евангелия. А почему? Пойми это. Между македонянами и афинянами были великие войны и кровопро­лития, так что возгорелась между этими двумя племенами смертоносная вражда. Македонский царь Филипп, так же храб­рый в войне, как находчивый в изыскании средств, отправляет посольство к афинянам, стесненным потерей многих людей и большими расходами, и пишет им следующее: «Афиняне, если вы хотите, чтобы война прекратилась и между нами устано­вился мир, сделайте вот что: изгоните из вашего города всех риторов. Это они своим искусным многословием призывают народ к оружию, сеют раздор, возбуждают войну и навлека­ют все бедствия войны». Афиняне дали себя в обман, тотчас провели постановление, чтобы все риторы были изгнаны из Афин. Самыми выдающимися из них были Фокион и Демос­фен, который, высказываясь народу откровенно, обратился к нему с такой речью: «Афиняне, вы охотно исполняете желание Филиппа, и мы готовы подчиняться вашему приказанию, мы удаляемся, но из любви к отечеству мы хотим предварительно сказать вам одну притчу. Волк послал к овцам послов с предло­жением, если они желают мира, изгнать из овчарни псов, кото­рые лают и поднимают шум; овцы согласились на слова волка и общим мнением постановили изгнать псов. Тогда один из старых псов сказал: «Обманутые овцы, вы не понимаете, поче­му волк хочет нашего изгнания; его цель заключается не в том, чтобы заключить мир, а в том, чтобы вы остались без стражей и он мог бы приходить ночью, похищать и пожирать вас по од­ной». Овцы хорошо вдумались в эти слова и удержали псов в овчарне. Афиняне, цель Филиппа не в том, чтобы заключить с вами мир, а главным образом в том, чтобы вы остались без стражей, без нас, риторов, которые говорим, публично рассуж­даем, кричим, будим архонтов на совете, призываем народ к оружию, предохраняем государство от его козней. Все это для того, чтобы иметь возможность прийти когда угодно, найти вас неподготовленными и подчинить вас рабскому игу». Тогда афи­няне поняли речь Демосфена и оставили риторов в городе. Поймите и вы, христиане!

Таинственный двор овчий есть Церковь Христова, разумные овцы суть христиане, пастыри овец суть архиереи, волк или вернее лев, как говорит блаженный Петр, есть дьявол, который рыщет вокруг „ограды Христовой и старается расхитить овец Христовых, — «противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет. 5, 8). Псы — стражи священной ограды -суть учителя и проповедники Евангелия, которые проповеду­ют, которые возвещают, будят пастырей, прогоняют волка и сте­регут овец. Василий Великий говорит, что заяц не так боится грома, как дьявол боится проповеди Евангельской; когда он слышит, что проповедуется слово Божие, дрожит, далеко убе­гает и исчезает. Что же делает теперь коварство дьявола? Он всеми способами старается изгнать из овчарни псов, из свято­го города — священных риторов, из Церкви — учителей, что­бы совершенно не было слышно слово Божие. Для чего это? Для того, чтобы ограда Христова осталась без стражей и он имел возможность расхищать овец Христа. Дайте мне любую овчарню без псов, и как бы ни был пастух заботлив и чуток, волк тайно приходит во тьме ночной и, не слыша стражи, вхо­дит в ограду, расхищает и пожирает овец. Дайте мне любую цер­ковь, город, область без учителей и проповедников, и как бы свят и праведен ни был пастырь, дьявол всегда находит воз­можность и, не слыша проповеднического слова, входит, рас­хищает и пожирает разумных овец. Поэтому Павел говорит, что Святой Дух поставил в Церкви Христовой пастырей и учите­лей. Пастырей — архиеерев, чтобы они управляли разумными овцами жезлом правды, т. е. духовной властью; учителей, чтобы словом и учением охраняли разумных овец от душетленного волка. Из всего этого вы поняли, насколько учителя и пропо­ведники Евангелия необходимы в Церкви Христовой? На­сколько псы необходимы в овчарне. Как слово Божие необхо­димо для нашего спасения? Так же, как хлеб необходим для нашей жизни. «Слово Божие есть хлеб ангельский, которым питаются души, алчущие Бога».

Единородный Сыне и Слове Божий! Ты по неизреченной благости нисшедший из Отеческих недр, снизошедший и став­ший человеком, чтобы собрать это таинственное стадо святой Твоей Церкви, Ты, проливший всю Свою кровь, чтобы иску­пить разумных овец Твоих, призри с небес на Свою паству, при­зри на овец Своих и не попусти им остаться без стражей, без учителей и проповедников Евангелия Твоего, которые охраня­ли бы их от нападений душетленного волка. Ты, одождивший манну в пустыне, чтобы напитать народ израильский, одожди и на Церковь Свою небесный хлеб божественной проповеди, чтобы напитать души православного исполнения (всей право­славной Церкви). Дух Твой Святой да просветит ум наш, да снизойдет в сердца наши, да научит язык наш, чтобы среди нас всегда слышалось и никогда не умолкало слово Божие. Небес­ный делатель! Сей всегда это божественное семя в обществе православных, и пусть все оно падает на добрую землю, чтобы приносить много плода во славу божественного Твоего имени и во спасение душ наших! 

(Свт.Илия Минятий, «Поучения на воскресные дни«, Слово на Евангелие от Луки. О проповеди слова Божия).

Свт.Феофан Затворник

В неделю 21-ую по Пятидесятнице

 Ныне читалась притча о сеятеле (Лк.8,5-15). Хоть и прошлый год я говорил вам о ней малое нечто, но она такого рода, что если и еще придется не­сколько раз говорить,— всего не исчерпаешь, чему она учит. Так она многообъятна. Почему Господь, сказав сию притчу, присовокупил: «кто имеет уши слышать, да слышит» (Лк.8,8)— и, растолковав ее, опять повторил то же слово: «кто имеет уши слышать, да слышит» (Лк.8,15).

 Содержание сей притчи, конечно, вам извест­но. Господа окружало множество народа, — и Он поучал его. Народу было много, и слово было обильно. Но Всевидящее око Его видело, что не все слушают слово, как следует, не все принима­ют его с должным расположением и не у всех потому приносит оно ожидаемый плод. Почему, же­лая вразумить неисправных слушателей и всех научить «наблюдайте, как вы слушаете» (Лк.8,18), Он изъясняет им участь слова Своего в сердцах слушающих участию семени, сеемого сеятелем. Множество народа, стоявшего пред Ним, Он уподобляет полю, Себя сравнивает с сеятелем, слово Свое — с семенем. И говорит: «Как, когда сеет сеятель, иное семя падает при пути и попрано бывает проходящи­ми, и птицы небесные склевывают его; другое падает на каменистом месте, где мало земли, и, прозяб­ши и давши росток, скоро засыхает, по недостат­ку влаги и почвы, в которую могло бы углубить­ся; иное падает посреди терния и вырастает, но, прежде чем принесет плод, выросшее быстрее его терние подавляет его; иное, наконец, падает на земле доброй и, прозябши, приносит плод сто­рицею, — так и слово Мое, — говорит, — у иных слышащих бывает то же, что семя при пути; у иных — то же, что семя на каменистом месте; у иных — то же , что семя посреди терния, а у иных — то же, что семя на земле доброй». У кого именно и почему такова бывает участь слова Его, Господь объясняет тут же нескольки­ми характеристическими чертами, на которые и обратите всё ваше внимание.

 У кого же это слово Божие, слышимое, быва­ет то же, что семя при пути? Вот как рассудим о сем. Придорожная земля не открывает недр своих, чтоб принять семя, — семя падает на нее, но остается на поверхности, внутрь не входит. Вот эта черта, — что семя остается на поверхно­сти и внутрь не входит, и укажет нам, какого рода слушатели слова Божия изображаются сим. Именно, это те, кои слышат слово, но оно в душу их не входит: мысль не понимает его, сердце сочувствия к нему не изъявляет и расположе­ния никакого в себе изменения не обещают,— так что оно, и слышанное, будто не слышано; ухом принято, а души не коснулось; душа не открыла себя, чтоб принять его; слово чуждым ему оста­лось. У кого же, именно, такова бывает душа, укажут следующие свойства придорожной зем­ли. Придорожная земля не пахана и не приго­товлена к засеву, — и семя сеятеля падает на него невзначай. Этою чертою она представляет образ тех душ, кои совсем не думают о Боге и вещах Божественных, а заняты совсем другим, — совсем к другому привыкли; почему, когда вне­запно услышат слово Божие, оно не вмещается в их душу: не таков у них сгиб ума и все на­строение — и слово остается у них невоспринятым. Придорожная земля суха, жестка. Этою чертою, — применительно к тому, как мы гово­рим: «Сухо, жестко обошелся со мною», — она изображает тех, кои неприязненно относятся к Божественным истинам и вещам,— и слово о них отвергается ими с яростью, как семя отска­кивает от сухой земли, и попирается с пренебрежением, как попирается семя проходящими по пути. Придорожная земля есть земля проход­ная; проходящие топчут ее и не дают произ­растать на ней ничему. Семя хоть падает, но ос­тается снаружи, видно, — и птицы пролетающие расклевывают его. Этою чертою она изобража­ет тех, кои не остепеняют мыслей своих и, не установляя внимания, дают волю воображению, которое, образ за образом представляя и один другим непрестанно сменяя, делает душу похо­жею на дорогу, по которой проходят один за другим разные лица. В этом состоянии если и слышится слово, — тотчас забывается, другое слышится,— и тоже забывается и так далее. Мечты вытесняют их из памяти, или, лучше, — бес забвения приходит и похищает слово от сер­дца. От сего иной, например, целую службу про­стоит задумавшись и ничего не вспомнит из того, что было в церкви. Вот какие слушатели слова изображаются придорожною землею!

 У кого, во-вторых, слово Божие, слышимое, бывает похоже на семя, падающее на каменис­тую землю? Вот как о сем рассудим. Каменистая земля не то же, что камень голый. Она бывает покрыта небольшим слоем земли, достаточным на то, чтоб принять семя и скрыть его в себе. Семя здесь, увлажненное и согретое, быстро дает корень и ростки; но как земли мало, то солнце скоро иссушает ее, и семя, не имея влаги на пи­тание себя, засыхает. Заметьте, отличительная черта в сем роде почвы та, что только на поверх­ности есть земля, а дальше — камень; только поверхностью принимается семя, а глубже ему не дается ходу. Этою чертою земля каменис­тая изображает всех тех, кои принимают слово Божие, но поверхностно, — принимают как бы верхнею частью души, а в глубь не пропускают, не дают ему проникнуть себя, именно, те; во-пер­вых, кои слышат Божественные истины, и пони­мают их, и знают, чему они учат, но ума своего по ним не преобразуют, а позволяют ему содержать в себе и другие мысли и воззрения; во-вторых, те, кои слышат Божественные заповеди и хорошо понимают, чего они требуют, — но расположений своих по ним не преобразовывают, а позволяют скрываться в сердце и таким расположениям, кои не согласны с заповедями Божиими; в-третьих, те, кои слышат с радостью обетование вечных благ и желают быть наследниками их, но в то же время не отсекают земных пристрастий и в жиз­ни своей опираются более на земные надежды, нежели на чаяния Небесные. Вообще — те, кои поверхностно христиане, — но по внутреннейшему своему настроению, — по тому, как ви­дит их Всевидящее око Божие, совсем не то. Бывают у них и речи христианские, и рассужде­ния, и дела; но все это только до времени, как говорит Спаситель. Когда все им благоприят­но—и они хороши. А случись какая теснота из-за христианского исповедания, они тотчас и от истины откажутся, и правила все христиан­ские готовы бывают нарушить, так как они не составляют внутреннейшего их настроения. Так и Спаситель говорит о них — что они «временем веруют, а во время нискушения отпадают» (Лк.8,13). Вот кого изображает земля каменистая!

 У кого, в-третьих, слово, слышимое, бывает то же, что семя, падшее среди терния? Видите ли, тут нет камней, земли много; семя, падшее в нее, дает корень и ствол и готово бы уже и плод принесть; но тут же вырастает терние, подавляет его и заглушает, — и оно остается бесплодно. Сею чертою, то есть что семя уже выросло,— оста­лось только плод принесть, да терние не дало, — изображаются два рода лиц: во-первых, те, кои, искренно уверовав сердцем, и жизнь свою уста­новить по духу Христову начинают; но, потру­дившись так сколько-нибудь времени, увлекаются снова чувственными удовольствиями или прелестью богатства и многопопечительным многоимением; отстают от прежних правил христианских, огрубевают от суеты и сластей житейских в мыс­лях и чувствах и забывают совсем почти свои прежние понятия и благочестивые порядки,— то есть у них замирает все прежде взращенное добро; а во вторых, те, кои слышат слово и ус­лаждаются им и долг следовать ему вполне со­знают; но не заботятся очистить сердце свое от страстей и оставляют их в нем проявляться во всей силе. От сего, как только нужно бывает по­ступать по-христиански, наперекор страстям, — страсть восстает и подавляет доброе намерение, которое уже образовалось и которое оставалось только привести в исполнение. Надобно бы про­стить, и готов бы; но восстает гордость и подавля­ет мысль о прощении. Надобно бы помочь; но восстает скупость и подавляет мысль о том. Так и во всем. Таковы все, как говорит Господь, коих добрые намерения «заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода» (Лк.8,14).

 У кого, наконец, слово Божие, слышимое, бы­вает то же, что семя, падшее на добрую землю? У «тех»,— говорит Господь,— «которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Лк.8,15). У тех, то есть, кои не имеют худых свойств всех изображенных пред сим слушателей, а напротив, обладают противополож­ными им хорошими качествами, — кои слышат слово Божие сердцем открытым, с теплым усер­дием и любовью, кои услышанное слово держат, и не поверхностно притом, а объемлют всеми силами души своей и всецело им проникаются и кои плод творят в терпении,— исполняют сло­во, каких бы это трудов и лишений ни стоило, не поддаваясь возникающим страстям и терпеливо и мужественно противостоя им и побеждая их.

 Вот вам толкование нынешней притчи. Вня­ли ль вы толкованию сему? Если вняли, поза­ботьтесь приложить к себе и, что укоризненно, того избегать, а что достойно, о том ревновать положите. Это и будет точным исполнением то­го, что сказал Господь в заключение притчи и толкования ее: «кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк.8,15). И еще: «наблюдайте, как вы слушаете» (Лк.8,18). Аминь.

(Свт.Феофан Затворник, «Сборник слов и проповедей о Православии», В неделю 21-ую по Пятидесятнице).

Изречения Святых Отцов:

«У кого же это слово Божие, слышимое, быва­ет то же, что семя при пути? Вот как рассудим о сем. Придорожная земля не открывает недр своих, чтоб принять семя, — семя падает на нее, но остается на поверхности, внутрь не входит. Вот эта черта, — что семя остается на поверхно­сти и внутрь не входит, и укажет нам, какого рода слушатели слова Божия изображаются сим. Именно, это те, кои слышат слово, но оно в душу их не входит: мысль не понимает его, сердце сочувствия к нему не изъявляет и расположе­ния никакого в себе изменения не обещают,— так что оно, и слышанное, будто не слышано; ухом принято, а души не коснулось; душа не открыла себя, чтоб принять его; слово чуждым ему оста­лось. У кого же, именно, такова бывает душа, укажут следующие свойства придорожной зем­ли. Придорожная земля не пахана и не приго­товлена к засеву, — и семя сеятеля падает на него невзначай. Этою чертою она представляет образ тех душ, кои совсем не думают о Боге и вещах Божественных, а заняты совсем другим, — совсем к другому привыкли; почему, когда вне­запно услышат слово Божие, оно не вмещается в их душу: не таков у них сгиб ума и все на­строение — и слово остается у них невоспринятым. Придорожная земля суха, жестка. Этою чертою, — применительно к тому, как мы гово­рим: «Сухо, жестко обошелся со мною», — она изображает тех, кои неприязненно относятся к Божественным истинам и вещам,— и слово о них отвергается ими с яростью, как семя отска­кивает от сухой земли, и попирается с пренебрежением, как попирается семя проходящими по пути. Придорожная земля есть земля проход­ная; проходящие топчут ее и не дают произ­растать на ней ничему. Семя хоть падает, но ос­тается снаружи, видно, — и птицы пролетающие расклевывают его. Этою чертою она изобража­ет тех, кои не остепеняют мыслей своих и, не установляя внимания, дают волю воображению, которое, образ за образом представляя и один другим непрестанно сменяя, делает душу похо­жею на дорогу, по которой проходят один за другим разные лица. В этом состоянии если и слышится слово, — тотчас забывается, другое слышится,— и тоже забывается и так далее. Мечты вытесняют их из памяти, или, лучше, — бес забвения приходит и похищает слово от сер­дца. Вот какие слушатели слова изображаются придорожною землею!» (Свт.Феофан Затворник, «Сборник слов и проповедей о Православии», В неделю 21-ую по Пятидесятнице).

» У кого, во-вторых, слово Божие, слышимое, бывает похоже на семя, падающее на каменис­тую землю? Вот как о сем рассудим. Каменистая земля не то же, что камень голый. Она бывает покрыта небольшим слоем земли, достаточным на то, чтоб принять семя и скрыть его в себе. Семя здесь, увлажненное и согретое, быстро дает корень и ростки; но как земли мало, то солнце скоро иссушает ее, и семя, не имея влаги на пи­тание себя, засыхает. Заметьте, отличительная черта в сем роде почвы та, что только на поверх­ности есть земля, а дальше — камень; только поверхностью принимается семя, а глубже ему не дается ходу. Этою чертою земля каменис­тая изображает всех тех, кои принимают слово Божие, но поверхностно, — принимают как бы верхнею частью души, а в глубь не пропускают, не дают ему проникнуть себя, именно, те; во-пер­вых, кои слышат Божественные истины, и пони­мают их, и знают, чему они учат, но ума своего по ним не преобразуют, а позволяют ему содержать в себе и другие мысли и воззрения; во-вторых, те, кои слышат Божественные заповеди и хорошо понимают, чего они требуют, — но расположений своих по ним не преобразовывают, а позволяют скрываться в сердце и таким расположениям, кои не согласны с заповедями Божиими; в-третьих, те, кои слышат с радостью обетование вечных благ и желают быть наследниками их, но в то же время не отсекают земных пристрастий и в жиз­ни своей опираются более на земные надежды, нежели на чаяния Небесные. Вообще — те, кои поверхностно христиане, — но по внутреннейшему своему настроению, — по тому, как ви­дит их Всевидящее око Божие, совсем не то. Бывают у них и речи христианские, и рассужде­ния, и дела; но все это только до времени, как говорит Спаситель. Когда все им благоприят­но—и они хороши. А случись какая теснота из-за христианского исповедания, они тотчас и от истины откажутся, и правила все христиан­ские готовы бывают нарушить, так как они не составляют внутреннейшего их настроения. Так и Спаситель говорит о них — что они «временем веруют, а во время нискушения отпадают» (Лк.8,13). Вот кого изображает земля каменистая!» (Свт.Феофан Затворник, «Сборник слов и проповедей о Православии», В неделю 21-ую по Пятидесятнице).

» У кого, в-третьих, слово, слышимое, бывает то же, что семя, падшее среди терния? Видите ли, тут нет камней, земли много; семя, падшее в нее, дает корень и ствол и готово бы уже и плод принесть; но тут же вырастает терние, подавляет его и заглушает, — и оно остается бесплодно. Сею чертою, то есть что семя уже выросло,— оста­лось только плод принесть, да терние не дало, — изображаются два рода лиц: во-первых, те, кои, искренно уверовав сердцем, и жизнь свою уста­новить по духу Христову начинают; но, потру­дившись так сколько-нибудь времени, увлекаются снова чувственными удовольствиями или прелестью богатства и многопопечительным многоимением; отстают от прежних правил христианских, огрубевают от суеты и сластей житейских в мыс­лях и чувствах и забывают совсем почти свои прежние понятия и благочестивые порядки,— то есть у них замирает все прежде взращенное добро; а во вторых, те, кои слышат слово и ус­лаждаются им и долг следовать ему вполне со­знают; но не заботятся очистить сердце свое от страстей и оставляют их в нем проявляться во всей силе. От сего, как только нужно бывает по­ступать по-христиански, наперекор страстям, — страсть восстает и подавляет доброе намерение, которое уже образовалось и которое оставалось только привести в исполнение. Надобно бы про­стить, и готов бы; но восстает гордость и подавля­ет мысль о прощении. Надобно бы помочь; но восстает скупость и подавляет мысль о том. Так и во всем. Таковы все, как говорит Господь, коих добрые намерения «заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода» (Лк.8,14).» (Свт.Феофан Затворник, «Сборник слов и проповедей о Православии», В неделю 21-ую по Пятидесятнице).

«У кого, наконец, слово Божие, слышимое, бы­вает то же, что семя, падшее на добрую землю? У «тех»,— говорит Господь,— «которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Лк.8,15). У тех, то есть, кои не имеют худых свойств всех изображенных пред сим слушателей, а напротив, обладают противополож­ными им хорошими качествами, — кои слышат слово Божие сердцем открытым, с теплым усер­дием и любовью, кои услышанное слово держат, и не поверхностно притом, а объемлют всеми силами души своей и всецело им проникаются и кои плод творят в терпении,— исполняют сло­во, каких бы это трудов и лишений ни стоило, не поддаваясь возникающим страстям и терпеливо и мужественно противостоя им и побеждая их.» (Свт.Феофан Затворник, «Сборник слов и проповедей о Православии», В неделю 21-ую по Пятидесятнице).

«Иносказание ясно. Сеятель — проповедник святого Еванге­лия и Учитель; семя — слово Божие, которое в изобилии сеется в святой Божией Церкви, но часть его падает как бы на пути, среди некоторых христиан, не имеющих никакого внимания, и поэтому подвергается презрению и рассеивается. Другая часть падает как бы на камень, в некоторые сухие сердца, и поэтому не пускает корней и не приобретает силы. Иная попадает как бы в терновник, в умы, полные житейских забот, и поэтому остается бесплодной. Только незначительная часть падает как бы на добрую землю, в некоторые благоговейные души, которые вы­слушивают его с радостью, с заботливостью соблюдают его, и только здесь оно приносит многообразный плод спасения.» (Свт.Илия Минятий, «Поучения на воскресные дни», Слово на Евангелие от Луки. О проповеди слова Божия).

«В наши несчастные времена нет земледельца и совершенно исчезло семя, т. е. не находится проповедника и учителя Евангелия и со­вершенно прекратилось сеяние слова Божия. Поэтому таинст­венная нива Церкви Христовой окончательно запущена, так как вовсе не возделывается и не засеивается; и там, где некогда она производила для житниц Царства Небесного много или мало избранной пшеницы, плода правды, теперь произрастают толь­ко терние, волчцы, плевелы, бесплодные деревья — все вещест­во для огня вечного мучения» (Свт.Илия Минятий, «Поучения на воскресные дни», Слово на Евангелие от Луки. О проповеди слова Божия).

«Единственное орудие, ко­торым Бог воспользовался для уничтожения в мире нечестия и распространения богопознания, есть ни иное что, как пропо­ведь Евангелия, слово Божие, поучение. «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». Так необходима и так полезна в Церкви Христовой проповедь Евангелия» (Евр.4,12).

«Слово Божие есть жизнь, есть душа, Воскресение для тех, кто слушает его, как говорит Христос у Иоанна: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин.5,25); а блаженный Павел присовокупляет и причину: потому, говорит он, что слово Божие есть жизнь и сила — «Ибо слово Божие живо и действенно» (Евр.4,12).
Если кто-нибудь мертв в нечестии или в грехах, то кто может его воздвигнуть? Слово Божие, которое есть жизнь. Если кто-нибудь заблуждается во тьме ересей или на пути развращенной жизни, кто может просветить его или обратить на путь спасе­ния? Слово Божие, которое есть свет и истина. Болен ли кто ду­шой, слово Божие его исцеляет. Жесток ли кто сердцем, слово Божие его смягчает. Грешит ли кто нераскаянно, слово Божие влечет его к покаянию. «Ибо слово Божие живо и действенно».» (Свт.Илия Минятий, «Поучения на воскресные дни», Слово на Евангелие от Луки. О проповеди слова Божия).

«Христиане, Господь устра­шает евреев устами пророка и говорит им следующие страшные слова, послушайте. О, жестокосердый народ израильский! За ваши грехи и неправды Я вам пошлю голод, но не голод хлеба, а голод слова Божия, т. е. чтобы вы взалкали, чтобы вы умерли с голоду, страстно искали слова Божия и не слышали его, — «Вот… Я пошлю (вам) на землю голод, — не голод хлеба… но голод слышания слов Господних» (Ам. 8, 11); чтобы не слышалось в церкви слово Божие, что­бы нельзя было найти этой небесной манны, этого ангельского хлеба, «которым питаются души, алчущие Бога»; чтобы совер­шенно исчезло слово Евангельской проповеди. Это голод, при­водящий к смерти не тела, а души; душевная же смерть есть му­чение ада. Чтобы Евангелие не проповедовалось среди право­славных, это — наказание, которое Бог посылает нам за грехи, и самый ясный знак гнева Божия. Какая гибель душ! Какое уни­чижение Церкви! Какая печаль и утрата для Иисуса Христа! Какая радость и прибыль дьяволу!» (Свт.Илия Минятий, «Поучения на воскресные дни», Слово на Евангелие от Луки. О проповеди слова Божия).

«Поистине, ни о чем другом дьявол не старается с таким рвением, как о том, чтобы упразднить в Церкви Христовой проповедь Евангелия, изгнать отовсюду, где бы ни было, учите­лей и проповедников Евангелия.» (Свт.Илия Минятий, «Поучения на воскресные дни», Слово на Евангелие от Луки. О проповеди слова Божия).

«Василий Великий говорит, что заяц не так боится грома, как дьявол боится проповеди Евангельской; когда он слышит, что проповедуется слово Божие, дрожит, далеко убе­гает и исчезает. Что же делает теперь коварство дьявола? Он всеми способами старается изгнать… из Церкви — учителей, что­бы совершенно не было слышно слово Божие… Дайте мне любую цер­ковь, город, область без учителей и проповедников, и как бы свят и праведен ни был пастырь, дьявол всегда находит воз­можность и, не слыша проповеднического слова, входит, рас­хищает и пожирает разумных овец. Поэтому Павел говорит, что Святой Дух поставил в Церкви Христовой пастырей и учите­лей… чтобы словом и учением охраняли разумных овец от душетленного волка. Из всего этого вы поняли, насколько учителя и пропо­ведники Евангелия необходимы в Церкви Христовой?.. Как слово Божие необхо­димо для нашего спасения? Так же, как хлеб необходим для нашей жизни. «Слово Божие есть хлеб ангельский, которым питаются души, алчущие Бога».» (Свт.Илия Минятий, «Поучения на воскресные дни», Слово на Евангелие от Луки. О проповеди слова Божия).

«Ибо не сказал Апостол: иные пастыри, иные учителя, но: иные пастыри и учителя, давая разуметь, что это одни и те же лица, и научая, что, кто пастырь, тот должен быть и учителем, и что в церквах не должен брать на себя пастырства тот, кто не может учить пасомых. Всякий предстоятель церкви должен быть пастырем и учителем, — пастырем овец, учителем — человеков.» (Свт.Феофан Затворник, Толкование на послание ап.Павла к Ефесянам 4:11).

«Знамение гнева Божия — если в каком-то месте слово Божие не проповедуется, как говорит Бог через пророка: «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Ам.8:11-12). Ибо что телу нашему хлеб, то душе слово Божие. Как тело питается и укрепляется пищей, так душа питается и укрепляется в вере словом Божиим. Следовательно, как телу голод бывает, когда облака не кропят, а иссохшая земля не дает плода, так голод душам бывает, когда слышания слова Божия лишаются» (свт.Тихон Задонский. «Об истинном христианстве», кн.1, ч.1, ст.1, гл.1).

«Что ж сказать о современном положении? едва ли не то, что сказал преподобный Ефрем Сирский о положении тех, которые займутся исканием живого слова Божия во времена последние. “Они будут, – пророчествует Преподобный, – проходить землю от востока к западу и от севера к югу, ища такого слова, – и не найдут его” (Слово 106 по славянскому тексту). Как истомленным взорам заблудившихся в степях представляются высокие дома и длинные улицы, чем заблудившиеся вовлекаются еще в большее, неисходное заблуждение; так и ищущим живого слова Божия в нынешней нравственной пустыне представляются во множестве великолепные призраки слова и учения Божия, воздвигнутые из душевного разума, из недостаточного и ложного знания буквы, из настроения духов отверженных, миродержителей. Призраки эти, льстиво являясь духовным эдемом, преизобилующим пищею, светом, жизнью, отвлекают обманчивым явлением своим душу от истинной пищи, от истинного света, от истинной жизни, вводят несчастную душу в непроницаемый мрак, изнуряют голодом, отравляют ложью, убивают вечною смертью» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.24, отд.1).

«Из обличений Лаодикийских предстоятелей ясно, – что равнодушие пастырей будет последним явлением церковной жизни при необычайном развитии материальной обеспеченности. Наступит такое явление: церковь без благодати Св. Духа, пастыри – пасущие сами себя, проповедь – звуки голоса» (св.Иоанн Кронштадский, 1904г).

Составил и адаптировал: о.Серафим Медведев.

Оставьте комментарий