Оглавление:
Апостол и Евангелие. Толкования.
Проповеди (видео и аудио).
Богослужение (видео и аудио).
Поучения Святых Отцов.
Свт.Илия Минятий. Слово на Евангелие от Луки. О наследовании вечной жизни.
Свт.Тихон Задонский. Как относиться к подаваемому богатству, чести и славе.
Изречения Святых Отцов:
Апостол и Евангелие. Толкования.
Апостол:
Братия, / облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. (Кол.3:12-16)
Евангелие:
В то время, / некто из начальствующих спросил Иисуса, говоря: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу. (Лук.18:18-27)
Толкования:
«(Кол. 3, 12-16; Лк. 18, 18-27). Некто обратился к Господу с вопросом: “Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?” Что вынудило этот вопрос? Разве не было писаний? Разве не читали всякую субботу закона для всех? Было все — и Писание, и толкователи его; но в обществе ходило кругом разномыслие и сбивало с толку. Фарисеи говорили одно, саддукеи — другое, ессеи — свое, самаряне — свое; в Галилее же, может быть, и языческие учения слышались, и всякий выставлял свое тоном убеждения. Ревнующий о спасении, естественно, приходил к вопросу: как же быть, чему следовать, чтоб не погубить души своей? Положение наше очень похоже на тогдашнее. Каких-каких у нас ни ходит учений и в школах, и в обществе, и в литературе! Индиферентисту это нипочем; а для кого не все одно, какому учению ни следовать, тому нельзя не поискать решения: как же быть? Итак, какое же решение на это? Такое же, какое дал Спаситель: веруй и живи, как Бог повелел, а людских толков не слушай; пусть говорят. И говор ученых похож на молву и моду: ныне одно, завтра другое, ты же внимай одному глаголу Божию, пребывающему во веки. Что Господь повелел, того никакое мудрование отменить не может. Все неотложно и надо все исполнять. Суд ведь будет по слову Господа, а не по умствованиям нашим.» (свт.Феофан Затворник, «Мысли на каждый день года», четверг, 30-я неделя по 50-це).
«И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: всё это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Человек сей, по мнению некоторых, был какой-нибудь злой хитрец и искал, как бы уловить Иисуса в словах. Но вероятнее то, что он был сребролюбец, поскольку и Христос обличил его именно таковым. Да и евангелист Марк говорит, что некто, подбежав и пав на колена, спросил Иисуса, и, взглянув на него, Иисус полюбил его (Мк. 10, 17. 21). Итак, человек сей был любостяжателен. К Иисусу приходит он с желанием узнать о вечной жизни. Быть может, и в сем случае он руководился страстью к приобретению. Ибо никто так не желает долгой жизни, как человек любостяжательный. Итак, он думал, что Иисус укажет ему способ, по которому он будет вечно жить, владеть имуществом и таким образом наслаждаться. Но когда Господь сказал, что средство к достижению жизни вечной есть нестяжательность, то он, как бы упрекая себя за вопрос и Иисуса за ответ, отошел. Ибо он нуждался в вечной жизни, потому что имел богатства на много лет. А когда он должен отказаться от имения и жить, по-видимому, в бедности, то что ему за нужда в вечной жизни? — Приходит он к Господу, как просто к человеку и учителю. Поэтому Господь, чтобы показать, что к Нему не должно приходить как просто к человеку, сказал: «никто не благ, как только один Бог». Ты, — говорит, — назвал Меня «благим», к чему же еще прибавил: «учитель»? Кажется, ты принимаешь Меня за одного из многих. Если же так, то Я не благ: ибо из людей собственно никто не благ; благ только один Бог. Поэтому, если хочешь называть Меня благим, называй Меня благим как Бога, а не приходи ко Мне, как просто к человеку. Если же ты считаешь Меня одним из обыкновенных людей, то не называй Меня благим. Ибо один только Бог поистине благ, есть источник благости и начало самоблагостыни. А мы люди, если и бываем добры, то не сами по себе, но по участию в Его благости, имеем доброту смешанную и способную преклоняться на зло. — «Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй» и прочие. Закон запрещает прежде то, во что мы удобнее впадаем, потом уже и то, во что впадают немногие и нечасто: например, прелюбодейство, поскольку оно есть огонь с внешней и внутренней стороны, убийство, поскольку гнев есть великий зверь; а воровство менее важно, и во лжесвидетельство можно нечасто впадать. Поэтому первые преступления запрещаются прежде, так как мы легко впадаем в оные, хотя в других отношениях они и более тяжки. А сии, то есть воровство и лжесвидетельство, Закон поставляет на втором месте, так как оные совершаются не часто и менее важны. Вслед за сими преступлениями Закон поставил грех против родителей. Ибо хотя грех этот и тяжек, но не часто случается, так как не часто и не много, но редко и мало оказывается таких зверообразных людей, чтоб решились оскорблять родителей. — Когда юноша сказал, что он сохранил все это от юности, то Господь предлагает ему верх всего, нестяжательность. Смотри, Законы предписывают истинно христианский образ жизни. «Все, — говорит, — что имеешь, продай». Ибо, если что-нибудь останется, ты, значит, раб того. И «раздай» не родственникам богатым, а «нищим». По моему мнению, и слово «раздай» выражает ту мысль, что расточать имение нужно с рассуждением, а не как попало. Поскольку же при нестяжательности человек должен иметь и все прочие добродетели, постольку Господь сказал: «и следуй за Мною», то есть и во всех прочих отношениях будь Моим учеником, всегда следуй за Мной, а не так, чтобы сегодня следовать, а завтра нет. — Как любостяжательному, начальнику Господь обещал сокровище на небесах, однако ж, он не внял, ибо был рабом своих сокровищ, поэтому и опечалился, услышав, что Господь внушает ему лишение имущества, тогда как он для того и вечной жизни желал, чтоб при большом обилии богатства ему и жить вечно. Скорбь начальника показывает, что он был человек благонамеренный, а не злой хитрец. Ибо из фарисеев никто никогда не печалился, а скорее они ожесточались. Не безызвестно мне, что великий светильник вселенной Златоуст принимал, что юноша сей желал истинной вечной жизни и любил оную, но одержим был сильной страстью, сребролюбием, однако ж не неуместна и предложенная теперь мысль, что он желал вечной жизни, как человек любостяжательный.
Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу. После того, как богач, услышав об отречении от богатства, опечалился, Господь чудесным подобием объясняет, как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие. Не сказал Он, что им (богатым) невозможно войти, но трудно. Ибо таковым не невозможно спастись. Раздав богатство, они могут получить небесные блага. Но сделать первое нелегко, потому что богатство связывает крепче клея, и тому, кем оно возобладало, трудно отказаться от него. Ниже Господь объясняет, как это бывает невозможно. Удобнее, — говорит, — верблюду сквозь игольные уши пройти, нежели богатому спастись. Верблюду пройти сквозь игольные уши решительно невозможно, будешь ли разуметь под верблюдом самое животное, или какой-то корабельный толстый канат. Если же удобнее верблюду поместиться в игольные уши, нежели богатому спастись, а первое невозможно, то тем более невозможно спастись богатому. Что же нужно сказать? Прежде всего то, что богатому действительно невозможно спастись. Не говори мне, пожалуй, что такой-то, будучи богат, раздал, что у него было, и спасся. Ибо он спасся не в богатстве, но когда сделался бедным, или спасся как домоправитель, но не как богатый. А иное дело домоправитель, иное богач. Богач сберегает богатство для себя, а домоправителю вверено богатство для других. Поэтому и тот, на которого указываешь, если спасся, то спасся не с богатством, но, как мы сказали, или тем, что отказался от всего, что он имел, или хорошо распоряжался имением, как домоправитель. Потом заметь и то, что богатому невозможно спастись, а имеющему богатство трудно. Господь как бы так говорит: кто одержим богатством, кто находится у него в рабстве и подданстве, тот не спасется; но кто имеет богатство и держит его в своей власти, а не сам у него находится под властью, тому трудно спастись по немощи человеческой. Ибо невозможно не злоупотребить тем, что мы имеем. Поскольку, доколе мы имеем богатство, диавол старается уловить нас, чтоб мы употребляли оное вопреки правилам и закону домоправления, — и трудно бывает избегнуть его сетей. Поэтому бедность доброе дело, и она почти неискусима. «Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал; невозможное человекам возможно Богу». Кто имеет человеческий образ мыслей, то есть увлекается дольним и пристрастен к земному, тому, как сказано, спастись невозможно, а для Бога это возможно; то есть, когда кто будет иметь советником своим Бога и в учители себе возьмет оправдания Божии и заповеди о нищете, и будет призывать Его в помощь, тому возможно будет спастись. Ибо наше дело желать добра, а совершать оное дело Божие. И иначе: если мы, возвысившись над всяким человеческим малодушием относительно богатства, пожелаем даже друзей приобрести себе неправедным богатством, то мы спасемся и провождены будем ими в вечные обители. Ибо лучше, если мы откажемся от всего или, если не откажемся от всего, по крайней мере сделаем бедных соучастниками, и тогда невозможное сделается возможным. Хотя не отказавшись от всего нельзя спастись, но по человеколюбию Божию возможно бывает спастись и в том случае, если несколько частей уделить на действительную пользу.» (блаж.Феофилакт, Толкование на Лук.18:18-27).
————-
Проповеди (видео и аудио)
Проповедь 29.01.2023. О страсти сребролюбия и душевном покое
О попадании в число избранных Богом. О смиренномудрии, кротости и любви. О душевном мире и покое. О сохранении душевного мира, и его отличии от равнодушия. О сострадательной любви, страстной и добродетельной. Бог не может спасти тех, которые не хотят. «Никто не благ, как только один Бог»? Одержимый страстью сребролюбия и богатством не может спастись. При каком условии богатый может спастись? Об одержимости Иуды страстью сребролюбия. Страсть сребролюбия ненасыщаема. О крайней степени одержимости глобалистов страстью сребролюбия, присвоивших себе все ресурсы планеты. Когда Бог может дать новые ресурсы? О нераскаянности Иуды. Страсть манит к себе иллюзией удовольствия и наслаждения, а приносит муку и страдание. Избавление от страсти и воспитание добродетели приносит душе удовлетворение, душевный мир и покой. О ложном покое и сладострастии.
30-е воскресенье по 50-це. Апостол Кол.3:12-16, «Облекитесь, как избранные Божии…», Евангелие от Лук.18:18-27, «Трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!»
Аудио-проповедь 2.01.2022
О страсти сребролюбия, и одержимости ею. О богатстве, и правильном отношении к нему. О познании страсти сребролюбия для тех, кто ее не видит в себе. О милостыни и милосердии для размягчения сердца. Об искоренения страсти сребролюбия, и свободе от нее на примере прав.Иова.
30-е воскресенье по 50-нице. Евангелие от Лк.18:18-27. “О богатом юноше”.
—————
Богослужение (видео и аудио)
Богослужение, Псалмы Ефрема Сирина 15 — 22 / 29.01.2023
Вкратце о молитве за богослужением. Начало обычное. Ектения Великая. Приидите, поклонимся. Псалмы Ефрема Сирина 15 — 22. Ектения Малая. Апостол Кол.3:12-16, и Евангелие Лук.18:18-27 (неделя 30-я по 50-це). Ектении Сугубая и Просительная. Отпуст. / 29.01.2023.
————
Поучения Святых Отцов.
Свт.Илия Минятий
Слово на Евангелие от Луки. О наследовании вечной жизни
«Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк.18:18).
Опять богатый, и притом богатый, который говорит также с недоумением, «что мне делать»… Где богатство, там и волнение от забот и попечений, там размышления запуганной души, там колебания угнетенного сердца. «Что мне делать», говорил богатый в притче прошлого воскресенья, не зная, куда собрать свои плоды, которые в изобилии уродила его нива.
«Что мне делать», говорит и сегодняшний богач, спрашивая о том, как наследовать вечную жизнь. Тот был уверен, что проживет долго, и заботился только о том, чтобы собрать больше, дабы достало богатого состояния на все дни его жизни; этот уже имеет много накопленного и заботится о долгой жизни, чтобы при богатом имуществе не прекратились дни его жизни. Тот уже, наверное, рассчитывает, а этот еще только желает жить вечно. «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Тот любил богатство, а этот любит жизнь. И тот, и этот одинаково несмысленны, ибо одинаково неразумно: веря в вечность жизни, желать и вечности богатства; так и наоборот: веря в вечность богатства, желать и вечности жизни. «Учитель благий, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Он желает узнать какой-либо путь к вечной жизни в этом мире. Он был очень богат — «был очень богат» (Лк. 18, 23), поэтому захотел сделаться и бессмертным; услышав, что Христос творит много чудес, он поверил, что может сотворить и это, именно, что Тот, Кто воскрешает мертвых, еще легче мог сделать так, чтобы живые не умирали. Святой Феофилакт так объясняет это: «Он подходит к Иисусу, желая узнать о вечной жизни; ибо он думал, что Иисус предложит ему способ, посредством которого он будет вечно жить, наслаждаясь обладанием имений как любящий богатство». И это, говорит он, потому, что нет живого существа, которое было бы привязано к жизни больше, чем любой богач: «Ибо никто так не любит жизнь, как корыстолюбивый человек». Но, христиане, рассчитывать на вечную жизнь здесь, на земле, есть крайнее неразумие. Кто это из земнородных не умер или когда-нибудь не умрет? «Кто из людей жил — и не видел смерти?» (Пс.88,49). Нет другой вечной жизни, христиане, кроме той, которой мы будем жить в раю; поэтому, если какой-нибудь богач действительно захочет узнать, что должно ему сделать для унаследования такой вечной жизни, я сегодня хочу ему показать надежнейший к тому путь. Итак, пусть он послушает меня.
1. Высочайший Промысел Божий, который весом, мерой и числом строит и премудро управляет всем, весь род человеческий разделил на две части: на богатых и бедных. Это было необходимо для того, чтобы в силу обоюдного обмена сохранялось человеческое общежитие. Если же в этой временной жизни состояние богатых, по-видимому, резко отличается от состояния бедных, то что касается иной, вечной жизни, там, по цели Божественного Промысла, состояние тех и других одинаково — «богатый, равно как бедный» (Пс.48, 3). Бог направил богатых по одному пути, бедных — по другому; богатых — по пути широкому и видному, бедных — по узкому и скромному. Однако Он хочет, чтобы и те, и другие, каждый своим путем, пришли к одной цели, т. е. к вечной жизни. Богатые — добрым употреблением своего богатства, бедные — терпением в бедности. Те — через милостыню, эти — через терпение. «Богатый, равно как бедный». «Неужели несправедлив Бог, неравно разделяет нам необходимое к жизни, — говорит очень мудро Василий Великий, — ибо для чего ты живешь в богатстве, а тот в бедности? Это во всяком случае для того, чтобы ты получил награду за полезное и верное употребление имущества, а тот за терпение был почтен великими наградами» (беседа на «разорю житницы») Посмотрите, там, на лоне Авраамовом, бедный Лазарь. Вы видите и богатого, Авраама, и бедного Лазаря, оба они блаженствуют одинаково. Значит, спасаются не только бедные, но и богатые; трудность для богатых заключается лишь в том, чтобы употребить богатство согласно намерению Божию, именно: с добротой, с милостью и верностью в домоправлении. Трудность великая, поэтому Бог и говорит о сегодняшнем богаче: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!» (Лк.18,24).
Намерение Бога, с которым Он дал богатство тебе, о человек, состоит в том, чтобы ты для себя имел достаточное и необходимое, а от избытка раздавал бы и бедным. Бог даровал тебе столько благ, чтобы ты был хорошим их управителем. Блаженный Петр говорит так: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией.» (1Пет.4:10). Бог тебе даровал много, а иному мало или даже ничего, дабы ты своим излишком восполнил его недостаток. Блаженный Павел так говорит: «Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка» (2Кор.8:14). Бог сделал тебя богатым, а его бедным — и сиротой, чтобы ты стал покровителем бедного и помощником сироты. Так говорит Святой Дух в псалмах: «Тебе оставлен нищий, сироте ты будь помощником» (Пс.9, 35). «Бог не имеет, — говорит великий Златоуст, — ничего более честного и драгоценного, чем бедный человек, и его-то Он передал тебе на попечение. Он поручил тебе содержать то, что для Него честнее небес» (14 беседа на Послание к римлянам). Чего же более? Сам Христос называет бедного братом и заявляет, что все сделанное для какого-нибудь бедного, делается для Самого Христа: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.» (Матф.25:40). Подумай, как ты обязан заботиться о нем, наблюдать за ним, содержать его. Поэтому «Блажен, кто помышляет о бедном!» (Пс.40:2).
Если бы местность по соседству с тобой, где ты живешь, была безводна и иссушена и не имела воды для питья соседям и если бы Бог восхотел явить тебе особую любовь и в твоем дворе открылся бы многоводный ключ, что бы ты сделал, чтобы явиться благодарным к твоему Благодетелю? Пей из этого ключа сколько хочешь, но позволь пить и жаждущим соседям. Эта вода не есть твое приобретение и не твой труд, а дар и милость Бога; вода обильна, ее хватит на удовлетворение нужд твоего дома; ее достаточно, чтобы напоить твой скот и полить твои сады. А задерживать воду так, чтобы она без пользы скапливалась в ямах или вытекала из твоего двора, вытекала напрасно и утекала в море в то время, как твои соседи сгорают от жажды, не имея ни капли воды, — разве это не есть отвратительное бесчеловечие? Равным образом, твои соседи, ближние, сограждане, собратья твои, христиане, бедны, лишены необходимого; и если Бог восхотел одождить на тебя Свою милость, ниспослать на дом твой блага Авраамовы, ты что делаешь, чтобы явиться достойным и благодарным за такую милость Божию? Удержи из этих благ, сколько пожелаешь, но дай одну частицу и бедным; будь милосерд к другим, как и Бог милосерд к тебе. Твое богатство велико, его достанет на содержание твоего дома по твоему состоянию и даже останется для обогащения твоих слуг. Но чтобы твое богатство оставалось спрятанным без всякой пользы в сокровищнице или — еще хуже — текло, как вода, и расточалось на тщетные и бесполезные расходы и чтобы в то же время из того многого, что остается, ни один бедняк не имел ни малейшей части?! На твоих столах будут оставаться яства, так что и псы твои будут насыщаться, а твои соседи будут сохнуть от голода? В твоих сундуках будут тлеть две, три перемены платья, а какая-нибудь вдова, обремененная сиротами, будет дрожать от холода? Ты будешь расточать на свои постыдные страсти столько подарков, столько денег, а нищий стеснен будет нуждой? Разве это не беспримерное жестокосердие? Нет, нет, не таково намерение Божие. Бог хочет, чтобы из источника воды пили и твои соседи, чтобы от твоего большого богатства содержались и бедные. «Тебе оставлен нищий, сироте ты будь помощником». «Богатство должно быть употреблено на домоправление, а не для наслаждения», — говорит Василий Великий. Это значит, что богатство предназначено служить не только твоему наслаждению, но и содержанию других.
Как только рождается младенец, Бог совершает чудо и умножает для него молоко в груди родившей. Для чего это? Для того, чтобы она дала его неразумному младенцу, который ниоткуда не имеет другой пищи. А если она задержит молоко и не даст, смотрите, какое она делает зло! Младенец умирает, а причиной этому — сама жестокая мать, не давшая ему груди. Такое молоко для бедных есть богатство, данное Богом, как Отцом и защитником бедных, тебе, о человек, чтобы ты их кормил и содержал. «Тебе оставлен нищий, сироте ты будь помощником». Если ты удерживаешь богатство из скупости, смотри, какое ты делаешь зло: этот бедняк умирает от голода или холода, ибо нет у него ни пищи, ни одежды; та бедная девушка впадает в блуд, потому что нет у нее приданого для замужества; сирота вынужден украсть, так как ему нечем заплатить долг, — а ты не оказал никому из них необходимой помощи. Продолжу сравнение. Молоко матери тем более умножается, чем больше дается; а удержанное — засыхает и пропадает. «Таково же и свойство богатства, — говорит Василий Великий (беседа на «разорю житницы»), — когда оно лежит, то бывает бесполезно, а когда движется и переходит из рук в руки, то общеполезно и плодоносно». Чем больше даешь, тем больше умножается то, что даешь. Ты даешь одно, а Бог с другой стороны воздает тебе сторицей, и это — чудесный плод милостыни. Вдова из Сарепты Сидонской во время великого голода в окрестностях, имевшая только горсть муки и немного масла, достаточного ей на пропитание только на один день, какое благо получила за милосердие, которое оказала, напитав пророка Илию! Мука и масло, которыми она поделилась, никогда не кончались; то немногое умножилось и сделалось неоскудевающим. «Мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало» (3Цар.17:16). Горе, если ты станешь удерживать богатство! Оно пропадет и рассеется по праведному Божию попущению. У другой вдовы во времена Елисея оно умножалось, пока та разливала его по сосудам; когда же сосуды наполнились, оно остановилось — «и остановилось масло» (4Цар. 4, 6). Это значит, пока имущество раздается по рукам бедных, дотоле оно умножается, а если не раздается, оно тает в руках. «Пока богатство лежит, оно бесполезно, а когда движется и переходит из рук в руки, общеполезно и плодоносно».
Отговорка, что хочешь удержать имущество для содержания твоей семьи, не имеет силы, потому что не для этого только Бог дал тебе имущество. По зависти вавилонских вельмож Даниил был брошен в ров львиный. Прошло шесть дней, как он не ел, и Бог, имевший о нем попечение, послал в Иудею ангела к Аввакуму, который нес на свою ниву в корзине хлеб на обед своим жнецам. «Остановись, Аввакум, — сказал ему ангел, — Бог повелевает тебе нести эту пищу в ров вавилонский, куда брошен Даниил». С этими словами берет его за темя, переносит в Вавилон и ставит его над рвом, где Аввакум и воскликнул: «Даниил, раб Божий, прими эту пищу, которую послал тебе Бог» (см.: Дан. 14, 37). В этом случае не имел ли законного основания Аввакум сказать ангелу: «И у меня жнецы ожидают обеда, а ты мне велишь отнести его Даниилу? Это хлеб для моих работников, а его будет есть какой-то чужой человек? А те, которые обрабатывают мои нивы, что станут есть?» Но он не сказал этого; Бог повелел ему идти напитать заключенного, голодного, и он сделал это без всяких отговорок. О, сколько есть таких заключенных, сколько таких голодных, как Даниил! Сколько таких, которые не имеют даже насущного хлеба, сколько обремененных долгами, сколько дрожащих от наготы! Бог повелевает тебе заботиться о них и питать их тем, что имеешь. «Тебе оставлен нищий, сироте ты будь помощником!» После этого можно ли еще отговариваться? Всесильный Бог, конечно, мог устроить так, чтобы Даниил не подвергся такому злоключению; Он мог пропитать Даниила в этой нужде небесной пищей, а не хлебами Аввакума, но Его высочайшему Промыслу угодно, чтобы, когда один утеснен, другой шел ему на помощь; чтобы нищий был в нужде, а ты, богатый, помогал ему. Для чего так? Для великого блага того и другого, чтобы бедный получил венец за свое терпение, а ты, богатый, — награду за милосердие; «чтобы ты получил награду за полезное и верное употребление имущества, а тот за терпение был почтен великими наградами». Итак, ты обязан давать. А чтобы ты умел давать, держись такого правила: во-первых, давай там, где следует; во-вторых, давай сколько следует; в-третьих, давай как следует; в-четвертых, давай когда следует. Другими словами, принимай в соображение и личность, и меру, и образ, и время даяния.
Во-первых, давай куда следует. Один мудрец, желая весь отдаться любомудрию, чтобы не иметь никакой заботы, все свое имущество бросил в море. Что за неразумный мудрец! Не лучше ли было дать его родственникам или друзьям? Еще неблагоразумнее оказался Ксеркс, царь Персидский. Он любил один платан и поливал его благовонными водами, а ветви украшались жемчугом и драгоценными камнями. Не лучше ли было оказать такого рода благодеяние своим солдатам, советникам или другим достойным из придворных? Так же неразумно дарить что-либо великому вельможе, который не имеет в этом нужды; это то же, что бросить в море. Далее, благодетельствовать неблагодарному и непотребному то же самое, что благодетельствовать бесчувственному дереву; здесь ты даешь куда не следует. Дважды евреи жертвовали свои сокровища: один раз, когда их жены принесли свои золотые украшения и расплавили их на огне, чтобы вылить золотого тельца, сделанного Аароном; в этом случае евреи дали не туда, куда следует, потому что, жертвуя их на идола, они посвятили их дьяволу. Второй раз, когда принесли все свои золотые, серебряные и медные вещи на устройство жертвенника и все свои дорогие и лучшие одежды на облачения священников; в этом случае евреи дали куда следует, потому что, жертвуя их на священнослужение, посвятили их Богу.
Теперь, когда ты даешь, даришь, тратишь, расточаешь на свои прихоти, на идолов своих страстей, на пиршества, на игры и, что еще хуже, на удовлетворение неутомимого сребролюбия, на угождение блуднице и прелюбодейке, ты даешь куда не следует, ибо даришь их дьяволу. А когда даешь на святилище, т. е. на устроение церкви, на священные облачения иереев, когда ты даешь на прокормление бедного семейства, на приданое бедной девушке, на выкуп раба, на пропитание сироты, ты даешь куда следует, ибо приносишь это в дар истинному Богу.
Во-вторых, давай сколько следует. Однажды мудрец попросил у царя Антигона один талант. Тот ответил, что это очень много для мудреца; в другой раз он попросил у него два динария, и тот сказал ему, что это очень мало для царя, и, таким образом, не дал ему ничего. Наоборот, Александр, когда какой-то бедный воин просил его об одной очень незначительной милости, подарил ему целый город. Бедняк был поражен таким чрезмерным подарком. «Это очень много для солдата», -сказал он. «Да, — ответил ему щедрый царь, — но это не много для Александра». Я порицаю Антигона за то, что он не дал мудрецу даже двух динариев, но не одобряю и Александра, так как простому солдату он подарил слишком много. Должно давать сколько следует, т. е. смотря по человеку и нужде; и это вполне справедливо: двух динариев, поданных нищему, достаточно для покупки насущного хлеба, но недостаточно для содержания какого-нибудь разорившегося вельможи или на приданое бедной девушке. Когда земля жаждет, мало нескольких капель воды: сильный и обильный нужен дождь. Смотря по нужде должна быть и помощь, а с другой стороны, по силе должна быть милость. Богач пусть подает много, а бедняк мало; но знайте, что они оба имеют одинаковую награду, ибо Бог взирает не на количество, а на произволение. Убогая вдовица положила две лепты в сокровищницу храма, куда другие, люди богатые, приносили золото и серебро; но Христос похвалил больше приношение вдовицы: «Все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое.» (Мар.12:44). Мы можем отпереть двери золотым ключом, можем — железным и даже деревянным; равным образом, богатый с помощью червонца, а бедный — динария одинаково могут отпереть двери рая.
В-третьих, давай как следует. Прежде всего с приветливым взором, от доброго сердца, а не с сожалением и как бы поневоле. «Не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.» (2Кор.9:7). Что за благодеяние дарить и поносить, оказывать милость и стыдить? О христианин! Если бы только знал ты, кто тот, который просит у тебя кусок хлеба и ничтожной помощи! Вспомним, что сказал Господь самарянке: «Если бы ты знала… Кто говорит тебе: дай Мне пить.» (Иоан.4:10). Это — Сам Бог в образе бедного человека. Так говорит божественный Златоуст: «О, как велико достоинство бедности! Она делается прикровением Бога: за бедными стоит Бог, и поэтому простирает руку нищий, а принимает Сам Бог». Кто дает милостыню бедному, тот одолжает Бога, — «милующий нищего взаймы дает Богу» (Притч. 19, 17). Подумай, с какой радостью должно это делать.
Затем, подавай с отверстой рукой, т. е. щедро. Подобно тому как сеятель не по зерну бросает семена на землю, а разбрасывает их целой горстью, так поступает и тот, кто дает как должно, по слову Давида: «расточил, роздал нищим; правда его пребывает во веки» (Пс.111,9). Как посеешь, так и пожнешь. «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2Кор. 9,6). При раздаянии милостыни пусть твоя левая рука не знает, что делает правая; по слову Христа: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф.6, 3). Этим, конечно, Он хочет сказать, что милость нужно оказывать тайно, так, чтобы одна рука не знала, что делает другая. Хорошо; но это имеет и другой смысл и обозначает еще, что, когда одна рука дает, другая не должна ничего знать, чтобы и она давала, и, таким образом, будут давать обе, т. е. щедро.
Наконец, давай когда следует. Это самое важное; давай теперь, в этой жизни, не ожидая смертного часа. Тогда будешь милостив поневоле, тогда ты все оставляешь, так как не можешь ничего унести с собой в могилу. Теперь, пока ты живешь, делай добро, чтобы оно было добром по произволению и имело совершенную награду. «Хороша, — говорит божественный Златоуст, — милостыня и в смертный час, но в течение жизни она лучше». И при последнем издыхании можно воздать Богу благодарение; но еще лучше и имеет большее значение, если кто при жизни помогает нищим! Какая награда от Бога! Какая похвала от людей! Какая радость в совести! Какое веселье сердцу! При жизни видеть сироту, который от твоей милостыни преуспевает, девицу, которая с твоей помощью вышла замуж, видеть несчастного, который поправился благодаря твоей поддержке! Когда же ты думаешь сделать завещание? Не тогда ли когда будешь при последнем издыхании и нетерпеливые наследники преждевременно придут закрыть тебе глаза, чтобы растащить твое имущество? А если и сделаешь, уверен ли, что наследники выполнят твою волю? Ошибаешься! Когда ты был жив, ты не доверял им своего богатства; как же по смерти доверишь им свою душу? Умершие богачи, если возможно, встаньте из гробов ваших, и я предложу вам только один вопрос. Чтобы обогатить своих наследников, вы согрешили. Если бы Бог даровал вам один час жизни, чтобы сделали вы? Конечно, вы в тот же день своими собственными руками роздали бы остальную милостыню, которая еще уцелела, и именно в двойном и тройном количестве, чтобы умилостивить правду Божию. Вот ты спрашиваешь: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Я тебе отвечаю: давай, и давай где следует, давай сколько следует, давай как следует, давай когда следует, и будешь иметь сокровище на небесах, вечную жизнь, Небесное Царство. Чего тебе еще нужно?
2. «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Как вы думаете, что это за человек, который таким образом вопрошает Христа? Это не какой-нибудь коварный книжник, не лицемерный фарисей, который приходит с целью или искусить Христа, или уловить Его в словах. Нет. Это — юноша хорошей души и сердца. Он боится Бога и исполняет закон. Он не любодействует, не крадет, не лжесвидетельствует, чтит отца и матерь. «Все это сохранил я от юности моей» (Лк. 18, 21) вот почему Христос, взглянув на него, возлюбил его, как говорит евангелист Марк: «Иисус, взглянув на него, полюбил его» (Мк.10, 21). Но чтобы быть совершенным, праведным и святым, ему недоставало одного — «одного тебе недостает» (Там же): не быть сребролюбивым. Он имел только этот недостаток, и как только Христос коснулся этой раны и сказал ему: «Если хочешь быть совершенным» (Мф. 19, 21), «все, что имеешь, продай и раздай нищим» (Мк.10, 21), — не принял этого, опечалился, отвернулся и ушел с горестью. Почему же? А потому, что был очень богат — «был очень богат» (Лк. 18, 23). Разве это не тот хороший и добрый человек, который не пожелал чужой жены? Который не похищал чужой вещи, никого не бесчестил, сохранил закон во всей точности, словом, свят в законе? Да; но этот святой — сребролюбив. Представьте себе, когда дело коснется денег, для него уже ничего не существует. О, проклятое сребролюбие, как ты царишь в человеческих душах! Вот этот раб Божий имеет много великих добродетелей. Чтобы он украл, ложно показал?! Никогда! «Вся это», он может сказать, «сохранил от юности моей». Он сохраняет целомудрие, творит молитву, он соблюдает посты, он, хотя и в мире, но отрекся от мира, он запирается в келье или удаляется в пустыню, совершенно уклоняется от человеческого общества и уличной жизни, суеты мирской и шумных попоек. Он посвятил себя делам добродетели, в одиночестве молясь единому Богу. Подвижник во взгляде, во внешнем виде, во власяных одеждах, во всей жизни и поведении. Но увы, этот подвижник сребролюбив; постник, чудотворец, — но сребролюбивый. «Одного… не достает». У него все блага, одного только недостает, чтобы причислить его к совершенным святым: несчастный любит деньги. В нем есть что угодно. Хочешь, чтобы он постился? Он всю жизнь свою не ест мяса. Требуешь молитв? Он выстаивает целые ночи. Требуешь самоистязания? Он с удовольствием, обремененный железом, ходит босиком. Все это он делает с радостью. Но не касайся его ковчежца, иначе ты его больше не увидишь. Все другое он делает с радостью, это одно его печалит, огорчает, и он отходит с сокрушением. Поистине человек может достигнуть святости многими добродетелями, но этот святой может оставаться скупым. Так несомненно, что сребролюбие господствует над душами даже тех, кого мы почитаем как святых. Но я спрашиваю, может ли такой святой быть учеником и апостолом Христа? Нет; пусть это засвидетельствует корыстолюбец сегодняшнего Евангелия. Когда Христос сказал ему: «Все, что имеешь, продай и раздай нищим» (оставь совершенно сребролюбие и восприми нищелюбие)… «и приходи, следуй за Мною» (будь Моим учеником и апостолом) (Мк. 10, 21), он смутился, опечалился и «услышав сие, опечалился» (Мк. 10, 22). Пусть он точно сохранил закон, пусть превозносится, что «все это сохранил я от юности моей»; но если он сребролюбив, то он не может быть другом и последователем Христа. Я опять спрашиваю, может ли спастись такой святой скупец со всеми своими добродетелями? Трудно; это говорит и Христос: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!» (Мк. 10, 23). Божественный Златоуст объясняет причину: любить душу и любить деньги — две совершенно противоположные вещи. Или одно, или другое. «Невозможно любить вместе деньги и душу». Путь, который ведет в рай, узок и прискорбен, как говорит Христос, кто хочет пройти им, должен быть свободен и ничем не обременен.
Бог восхотел вознести пророка Илию живым на небо. «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные» (4Цар. 2, 11), которые взяли его. Когда он восходил, бросил на землю свою милоть, которую поднял его ученик Елисей, — «и поднял милоть Илии, Елиссей упавшую с него» (4Цар. 2, 13). «И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана; (4Цар.2:13). Почему пророк, восходя на небо, бросил свою одежду? Потому что в одежде, т. е. с богатством и имуществом, нам, христиане, трудно взойти на небо. «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!». Это — тяжесть, влекущая книзу. Пророк Илия, восходя на небо, оставил свою одежду, это значит, что если мы в своих собственных одеждах не можем взойти не небо, насколько труднее это сделать в чужих? Но кто же не любит и своих вещей, и чужих? Итак, кто же может спастись? Это может сделать только беспредельное Божие благоутробие. «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18, 27).
(Свт.Илия Минятий, «Поучения на воскресные дни», Слово на Евангелие от Луки. О наследовании вечной жизни).
Свт.Тихон Задонский
Как относиться к подаваемому богатству, чести и славе
Ныне тебе по порядку на тот же вопрос отвечаю. Первое. Когда подается тебе богатство, то поступай следующим образом: 1) Благодари Бога, Который подает тебе, недостойному. 2) Не прилагай к нему сердца твоего, по увещанию пророка: «если богатство притекает, не прилагайте (к нему) сердца» (Пс.61:11), но к Богу единому прилепляйся и люби, с пророком говоря: «Мне же прилепляться к Богу благо есть» (Посл. ко Св. Причащению). Ибо должно любить Благодетеля, а не благодеяние, и Подателя, а не дарование, и Создателя, а не создание. 3) Употребляй богатство не на прихоти мирские и плотские, не на богатые трапезы, дома, кареты, сосуды, одеяния и прочее, как обычай есть у миролюбцев и плотоугодников, но со страхом и смирением, как не свое, но Божие добро, умеренно и воздержано, на нужды, а не на угождение плоти. Помни, что за расход его ответ Богу отдашь: распорядитель ты, а не хозяин; раб, а не господин. Ибо один только Господь есть Господь имений наших, как и всего мира, пред Ним следует нам явиться и ответ за все отдать. 4) Снабжай нищих, убогих, храмы святые и служащих в них, училища, богадельни. Дается тебе богатство, чтобы и ты давал. Бог дает его, отдавай и ты Божие во славу Божию. Будь как рука, которая принимает и отдает. Будь строителем, а не хранителем или расточителем богатства. 5) Не гордись, не возносись богатством, поскольку не твое, на время оно тебе дано, на твою и ближнего пользу, и со временем отойдет от тебя. Помни, что ты нищ и убог, как и прочие люди. Ибо все нагими рождаемся в мир, нагими и отходим от мира.
Второе: когда честь и сан дается тебе, внимай себе: 1) Сан или честь христианину есть иго наложенное, которое должно носить во славу имени Божия и пользу ближнего. Надобно разумным и мудрым быть тому, кто хочет людьми управлять, и лучшим по сравнению с другими быть, чтобы многим пример доброго жития собою представлять, ибо все это от сановитого требуется. Овца овец не пасет, но человек, разумом одаренный, и тьма тьму не просвещает, но свет, и слепец слепца не ведет, но видящий. Несмышленый и неисправный человек, принимающий начальство, подобен бесноватому, взявшему нож, которым и себя и других уязвляет и закалывает. С таким случается по истинной притче: «слепой, когда ведет слепого, то оба упадут в яму» (Лк 6:39). Итак, надобно научиться прежде собой управлять, а потом других в управление принимать. Рассуждай об этом. 2) Если тебе необходимо быть на почетной должности, то в ней ищи Божией чести, а не своей, и ближних твоих пользы, а не своей корысти. Будь слугой рабам Божиим, а не господином, ищи их пользы, а не господствуй над ними, искореняй неправду и насаждай правду. Что приказываешь им, то сам прежде исполняй. К наказанию, когда оно нужно, или словом, или делом приступай, как благоразумные лекари к лечению, которые или жилу секут, или член какой отсекают, или лекарство дают ради того, чтобы человека излечить, а не замучить. Наказывай и ты подчиненного, а не гнев и ярость свою совершай. Наказывая, сожалей о нем, как о подобной тебе плоти, а не гневайся на него, и Божию честь, а не свою защищай, и его пользу смотри, а не за свою обиду мсти, но притом всегда внутри себя думай и помни, что ничем ты не лучше того, которого наказываешь словом или делом. Ибо все мы люди, всяким немощам и грехам подлежим, или падаем, или спотыкаемся, и всегда будем падать, если рука Божия не удержит нас. 3) Всегда памятуй, что тебе следует ответ дать Судии и Царю Христу о тебе самом и о подчиненных тебе, как ты сам жил и с ними поступал. Все христиане истязаны будут в день суда, но начальники особенно, ибо не только о себе, но и о подчиненных своих воздадут ответ, по Писанию: «строг суд над начальствующими, ибо меньший заслуживает помилование, а сильные (начальники) сильно будут истязаны» (Прем 6:5-6). Рассуждай об этом и сохранишься в страхе Божием и смирении. 4) Честь твоя пускай смиряет тебя более, а не возвышает, как со многими случается, так как ты такой же человек, как и подчиненные твои, а может быть, что многие и лучше тебя, как и бывает, но тебя рука Вышнего поставила над ними. Сходи часто умом ко гробам умерших, и они научат тебя, что ты такой же человек, как и подчиненные твои. Там увидишь, что все люди, начальники и подчиненные, равны, и где лежит раб, где господин его, где властелин, и где подвластный, узнать невозможно. Все в равном истлении. А если там равны, то и здесь на земле живущие все равны. Те же люди, без душ, там лежат, которые по земли ходили. Помни об этом и смирен будешь, и благодать Божия поможет тебе. Ибо «смиренным дается благодать» (1 Петр 5:5). 5) Когда так на почетной должности будешь поступать, то честь твоя большую на небесах исходатайствует честь.
Третье: Когда тебя люди славят и хвалят, то делай следующее: 1) Помышляй, что ты того недостоин, будучи грешником. «Никто не благ, как только один Бог» (Мф.19:17), по словам Спасителя нашего, Который один всякой похвалы и славы достоин. 2) Вменяй славу и похвалу как ветер, который приходит и отходит, ибо люди часто того, которого ныне хвалят и славят, после хулят и ругают. Видишь, что людская слава суетна и, как дым, исчезает. Будь же подобен мертвому, который ни хулению, ни хвалению не внимает; подобен дереву, которое плоды подает, но молчит; подобен кладезю, который источает воду, и от хуления не оскудевает, и от похвалы не изобилует. 3) Что похвальное делаешь, то все приписывай Богу единому, Который «производит в нас и хотение и действие доброе» (Флп.2:13), потому что «без Него не можем делать ничего» (Ин 15:5). Тому одному пусть будет похвала и слава, от Которого все доброе происходит. Пусть будет всегда в памяти и устах наших слово Псаломника: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, по милости Твоей и истине Твоей» (Пс.113:9). 4) Ищи славы на небесах, которую обещал Бог любящим Его. Та слава — истинная, и однажды найденная, никогда не отходит. Вот тебе мой ответ о богатстве, чести и славе, подаваемой человеку. Ты рассуждай об этом и не сообразуйся сынам века сего, которые о том все тщание полагают, чтобы здесь обогатиться и прославиться. У таковых ни малейшей искры христианства нет, хотя и христианами называются. У истинных христиан все замыслы, усердие, начинания и попечения о вечной жизни. Они там себе наследия, богатства, чести и славы ожидают, как путники, странники и пришельцы в мире этом. Ибо там их и отечество, о котором воздыхают, и ум и сердце и желание свое к нему возводят. Спасайся.
(Свт.Тихон Задонский. «Письма келейные», Письмо 29).
Изречения Святых Отцов:
«Бог направил богатых по одному пути, бедных — по другому; богатых — по пути широкому и видному, бедных — по узкому и скромному. Однако Он хочет, чтобы и те, и другие, каждый своим путем, пришли к одной цели, т. е. к вечной жизни. Богатые — добрым употреблением своего богатства, бедные — терпением в бедности. Те — через милостыню, эти — через терпение. «Богатый, равно как бедный». «Неужели несправедлив Бог, неравно разделяет нам необходимое к жизни, — говорит очень мудро Василий Великий, — ибо для чего ты живешь в богатстве, а тот в бедности? Это во всяком случае для того, чтобы ты получил награду за полезное и верное употребление имущества, а тот за терпение был почтен великими наградами» (беседа на «разорю житницы») Посмотрите, там, на лоне Авраамовом, бедный Лазарь. Вы видите и богатого, Авраама, и бедного Лазаря, оба они блаженствуют одинаково. Значит, спасаются не только бедные, но и богатые; трудность для богатых заключается лишь в том, чтобы употребить богатство согласно намерению Божию, именно: с добротой, с милостью и верностью в домоправлении.» (Свт.Илия Минятий, «Поучения на воскресные дни», Слово на Евангелие от Луки. О наследовании вечной жизни).
«Намерение Бога, с которым Он дал богатство тебе, о человек, состоит в том, чтобы ты для себя имел достаточное и необходимое, а от избытка раздавал бы и бедным. Бог даровал тебе столько благ, чтобы ты был хорошим их управителем. Блаженный Петр говорит так: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией.» (1Пет.4:10). Бог тебе даровал много, а иному мало или даже ничего, дабы ты своим излишком восполнил его недостаток. Блаженный Павел так говорит: «Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка» (2Кор.8:14). Бог сделал тебя богатым, а его бедным — и сиротой, чтобы ты стал покровителем бедного и помощником сироты.» (Свт.Илия Минятий, «Поучения на воскресные дни», Слово на Евангелие от Луки. О наследовании вечной жизни).
«Если Бог восхотел одождить на тебя Свою милость, ниспослать на дом твой блага Авраамовы, ты что делаешь, чтобы явиться достойным и благодарным за такую милость Божию? Удержи из этих благ, сколько пожелаешь, но дай одну частицу и бедным; будь милосерд к другим, как и Бог милосерд к тебе. Твое богатство велико, его достанет на содержание твоего дома по твоему состоянию и даже останется для обогащения твоих слуг. Но чтобы твое богатство оставалось спрятанным без всякой пользы в сокровищнице или — еще хуже — текло, как вода, и расточалось на тщетные и бесполезные расходы и чтобы в то же время из того многого, что остается, ни один бедняк не имел ни малейшей части?! На твоих столах будут оставаться яства, так что и псы твои будут насыщаться, а твои соседи будут сохнуть от голода? В твоих сундуках будут тлеть две, три перемены платья, а какая-нибудь вдова, обремененная сиротами, будет дрожать от холода? Ты будешь расточать на свои постыдные страсти столько подарков, столько денег, а нищий стеснен будет нуждой? Разве это не беспримерное жестокосердие? Нет, нет, не таково намерение Божие. Бог хочет, чтобы из источника воды пили и твои соседи, чтобы от твоего большого богатства содержались и бедные. «Тебе оставлен нищий, сироте ты будь помощником» (Пс.9, 35). «Богатство должно быть употреблено на домоправление, а не для наслаждения», — говорит Василий Великий. Это значит, что богатство предназначено служить не только твоему наслаждению, но и содержанию других.» (Свт.Илия Минятий, «Поучения на воскресные дни», Слово на Евангелие от Луки. О наследовании вечной жизни).
«Как только рождается младенец, Бог совершает чудо и умножает для него молоко в груди родившей. Для чего это? Для того, чтобы она дала его неразумному младенцу, который ниоткуда не имеет другой пищи. А если она задержит молоко и не даст, смотрите, какое она делает зло! Младенец умирает, а причиной этому — сама жестокая мать, не давшая ему груди. Такое молоко для бедных есть богатство, данное Богом, как Отцом и защитником бедных, тебе, о человек, чтобы ты их кормил и содержал. «Тебе оставлен нищий, сироте ты будь помощником» (Пс.9, 35). Если ты удерживаешь богатство из скупости, смотри, какое ты делаешь зло: этот бедняк умирает от голода или холода, ибо нет у него ни пищи, ни одежды; та бедная девушка впадает в блуд, потому что нет у нее приданого для замужества; сирота вынужден украсть, так как ему нечем заплатить долг, — а ты не оказал никому из них необходимой помощи. Продолжу сравнение. Молоко матери тем более умножается, чем больше дается; а удержанное — засыхает и пропадает. «Таково же и свойство богатства, — говорит Василий Великий (беседа на «разорю житницы»), — когда оно лежит, то бывает бесполезно, а когда движется и переходит из рук в руки, то общеполезно и плодоносно». Чем больше даешь, тем больше умножается то, что даешь. Ты даешь одно, а Бог с другой стороны воздает тебе сторицей, и это — чудесный плод милостыни.» (Свт.Илия Минятий, «Поучения на воскресные дни», Слово на Евангелие от Луки. О наследовании вечной жизни).
«Вдова из Сарепты Сидонской во время великого голода в окрестностях, имевшая только горсть муки и немного масла, достаточного ей на пропитание только на один день, какое благо получила за милосердие, которое оказала, напитав пророка Илию! Мука и масло, которыми она поделилась, никогда не кончались; то немногое умножилось и сделалось неоскудевающим. «Мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало» (3Цар.17:16). Горе, если ты станешь удерживать богатство! Оно пропадет и рассеется по праведному Божию попущению. У другой вдовы во времена Елисея оно умножалось, пока та разливала его по сосудам; когда же сосуды наполнились, оно остановилось — «и остановилось масло» (4Цар. 4, 6). Это значит, пока имущество раздается по рукам бедных, дотоле оно умножается, а если не раздается, оно тает в руках. «Пока богатство лежит, оно бесполезно, а когда движется и переходит из рук в руки, общеполезно и плодоносно».» (Свт.Илия Минятий, «Поучения на воскресные дни», Слово на Евангелие от Луки. О наследовании вечной жизни).
«Отговорка, что хочешь удержать имущество для содержания твоей семьи, не имеет силы, потому что не для этого только Бог дал тебе имущество… Его высочайшему Промыслу угодно, чтобы, когда один утеснен, другой шел ему на помощь; чтобы нищий был в нужде, а ты, богатый, помогал ему. Для чего так? Для великого блага того и другого, чтобы бедный получил венец за свое терпение, а ты, богатый, — награду за милосердие; «чтобы ты получил награду за полезное и верное употребление имущества, а тот за терпение был почтен великими наградами». Итак, ты обязан давать. А чтобы ты умел давать, держись такого правила: во-первых, давай там, где следует; во-вторых, давай сколько следует; в-третьих, давай как следует; в-четвертых, давай когда следует. Другими словами, принимай в соображение и личность, и меру, и образ, и время даяния.» (Свт.Илия Минятий, «Поучения на воскресные дни», Слово на Евангелие от Луки. О наследовании вечной жизни).
«Теперь, когда ты даешь, даришь, тратишь, расточаешь на свои прихоти, на идолов своих страстей, на пиршества, на игры и, что еще хуже, на удовлетворение неутомимого сребролюбия, на угождение блуднице и прелюбодейке, ты даешь куда не следует, ибо даришь их дьяволу. А когда даешь… на прокормление бедного семейства, на приданое бедной девушке, на выкуп раба, на пропитание сироты, ты даешь куда следует, ибо приносишь это в дар истинному Богу.» (Свт.Илия Минятий, «Поучения на воскресные дни», Слово на Евангелие от Луки. О наследовании вечной жизни).
«Должно давать сколько следует, т. е. смотря по человеку и нужде; и это вполне справедливо: двух динариев, поданных нищему, достаточно для покупки насущного хлеба, но недостаточно для содержания какого-нибудь разорившегося вельможи или на приданое бедной девушке. Когда земля жаждет, мало нескольких капель воды: сильный и обильный нужен дождь. Смотря по нужде должна быть и помощь, а с другой стороны, по силе должна быть милость. Богач пусть подает много, а бедняк мало; но знайте, что они оба имеют одинаковую награду, ибо Бог взирает не на количество, а на произволение. Убогая вдовица положила две лепты в сокровищницу храма, куда другие, люди богатые, приносили золото и серебро; но Христос похвалил больше приношение вдовицы: «Все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое.» (Мар.12:44). Мы можем отпереть двери золотым ключом, можем — железным и даже деревянным; равным образом, богатый с помощью червонца, а бедный — динария одинаково могут отпереть двери рая.» (Свт.Илия Минятий, «Поучения на воскресные дни», Слово на Евангелие от Луки. О наследовании вечной жизни).
«Давай как следует. Прежде всего с приветливым взором, от доброго сердца, а не с сожалением и как бы поневоле. «Не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.» (2Кор.9:7). Что за благодеяние дарить и поносить, оказывать милость и стыдить? О христианин! Если бы только знал ты, кто тот, который просит у тебя кусок хлеба и ничтожной помощи! Вспомним, что сказал Господь самарянке: «Если бы ты знала… Кто говорит тебе: дай Мне пить.» (Иоан.4:10). Это — Сам Бог в образе бедного человека. Так говорит божественный Златоуст: «О, как велико достоинство бедности! Она делается прикровением Бога: за бедными стоит Бог, и поэтому простирает руку нищий, а принимает Сам Бог». Кто дает милостыню бедному, тот одолжает Бога, — «милующий нищего взаймы дает Богу» (Притч. 19, 17). Подумай, с какой радостью должно это делать.» (Свт.Илия Минятий, «Поучения на воскресные дни», Слово на Евангелие от Луки. О наследовании вечной жизни).
«Подавай с отверстой рукой, т. е. щедро. Подобно тому как сеятель не по зерну бросает семена на землю, а разбрасывает их целой горстью, так поступает и тот, кто дает как должно, по слову Давида: «расточил, роздал нищим; правда его пребывает во веки» (Пс.111,9). Как посеешь, так и пожнешь. «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2Кор. 9,6). При раздаянии милостыни пусть твоя левая рука не знает, что делает правая; по слову Христа: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф.6, 3). Этим, конечно, Он хочет сказать, что милость нужно оказывать тайно, так, чтобы одна рука не знала, что делает другая.» (Свт.Илия Минятий, «Поучения на воскресные дни», Слово на Евангелие от Луки. О наследовании вечной жизни).
«Давай теперь, в этой жизни, не ожидая смертного часа. Тогда будешь милостив поневоле, тогда ты все оставляешь, так как не можешь ничего унести с собой в могилу. Теперь, пока ты живешь, делай добро, чтобы оно было добром по произволению и имело совершенную награду. «Хороша, — говорит божественный Златоуст, — милостыня и в смертный час, но в течение жизни она лучше». И при последнем издыхании можно воздать Богу благодарение; но еще лучше и имеет большее значение, если кто при жизни помогает нищим! Какая награда от Бога! Какая похвала от людей! Какая радость в совести! Какое веселье сердцу! При жизни видеть сироту, который от твоей милостыни преуспевает, девицу, которая с твоей помощью вышла замуж, видеть несчастного, который поправился благодаря твоей поддержке!» (Свт.Илия Минятий, «Поучения на воскресные дни», Слово на Евангелие от Луки. О наследовании вечной жизни).
«Когда же ты думаешь сделать завещание? Не тогда ли когда будешь при последнем издыхании и нетерпеливые наследники преждевременно придут закрыть тебе глаза, чтобы растащить твое имущество? А если и сделаешь, уверен ли, что наследники выполнят твою волю? Ошибаешься! Когда ты был жив, ты не доверял им своего богатства; как же по смерти доверишь им свою душу? Умершие богачи, если возможно, встаньте из гробов ваших, и я предложу вам только один вопрос. Чтобы обогатить своих наследников, вы согрешили. Если бы Бог даровал вам один час жизни, чтобы сделали вы? Конечно, вы в тот же день своими собственными руками роздали бы остальную милостыню, которая еще уцелела, и именно в двойном и тройном количестве, чтобы умилостивить правду Божию. Вот ты спрашиваешь: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Я тебе отвечаю: давай, и давай где следует, давай сколько следует, давай как следует, давай когда следует, и будешь иметь сокровище на небесах, вечную жизнь, Небесное Царство.» (Свт.Илия Минятий, «Поучения на воскресные дни», Слово на Евангелие от Луки. О наследовании вечной жизни).
««Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Как вы думаете, что это за человек, который таким образом вопрошает Христа? Это не какой-нибудь коварный книжник, не лицемерный фарисей, который приходит с целью или искусить Христа, или уловить Его в словах. Нет. Это — юноша хорошей души и сердца. Он боится Бога и исполняет закон. Он не любодействует, не крадет, не лжесвидетельствует, чтит отца и матерь. «Все это сохранил я от юности моей» (Лк. 18, 21) вот почему Христос, взглянув на него, возлюбил его, как говорит евангелист Марк: «Иисус, взглянув на него, полюбил его» (Мк.10, 21). Но чтобы быть совершенным, праведным и святым, ему недоставало одного — «одного тебе недостает» (Там же): не быть сребролюбивым. Он имел только этот недостаток, и как только Христос коснулся этой раны и сказал ему: «Если хочешь быть совершенным» (Мф. 19, 21), «все, что имеешь, продай и раздай нищим» (Мк.10, 21), — не принял этого, опечалился, отвернулся и ушел с горестью. Почему же? А потому, что был очень богат — «был очень богат» (Лк. 18, 23). Разве это не тот хороший и добрый человек, который не пожелал чужой жены? Который не похищал чужой вещи, никого не бесчестил, сохранил закон во всей точности, словом, свят в законе? Да; но этот святой — сребролюбив. Представьте себе, когда дело коснется денег, для него уже ничего не существует. О, проклятое сребролюбие, как ты царишь в человеческих душах! Вот этот раб Божий имеет много великих добродетелей. Чтобы он украл, ложно показал?! Никогда! «Вся это», он может сказать, «сохранил от юности моей». Он сохраняет целомудрие, творит молитву, он соблюдает посты, он, хотя и в мире, но отрекся от мира, он запирается в келье или удаляется в пустыню, совершенно уклоняется от человеческого общества и уличной жизни, суеты мирской и шумных попоек. Он посвятил себя делам добродетели, в одиночестве молясь единому Богу. Подвижник во взгляде, во внешнем виде, во власяных одеждах, во всей жизни и поведении. Но увы, этот подвижник сребролюбив; постник, чудотворец, — но сребролюбивый. «Одного… не достает». У него все блага, одного только недостает, чтобы причислить его к совершенным святым: несчастный любит деньги. В нем есть что угодно. Хочешь, чтобы он постился? Он всю жизнь свою не ест мяса. Требуешь молитв? Он выстаивает целые ночи. Требуешь самоистязания? Он с удовольствием, обремененный железом, ходит босиком. Все это он делает с радостью. Но не касайся его ковчежца, иначе ты его больше не увидишь. Все другое он делает с радостью, это одно его печалит, огорчает, и он отходит с сокрушением.» (Свт.Илия Минятий, «Поучения на воскресные дни», Слово на Евангелие от Луки. О наследовании вечной жизни).
«Поистине человек может достигнуть святости многими добродетелями, но этот святой может оставаться скупым. Так несомненно, что сребролюбие господствует над душами даже тех, кого мы почитаем как святых. Но я спрашиваю, может ли такой святой быть учеником и апостолом Христа? Нет; пусть это засвидетельствует корыстолюбец сегодняшнего Евангелия. Когда Христос сказал ему: «Все, что имеешь, продай и раздай нищим» (оставь совершенно сребролюбие и восприми нищелюбие)… «и приходи, следуй за Мною» (будь Моим учеником и апостолом) (Мк. 10, 21), он смутился, опечалился и «услышав сие, опечалился» (Мк. 10, 22). Пусть он точно сохранил закон, пусть превозносится, что «все это сохранил я от юности моей»; но если он сребролюбив, то он не может быть другом и последователем Христа. Я опять спрашиваю, может ли спастись такой святой скупец со всеми своими добродетелями? Трудно; это говорит и Христос: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!» (Мк. 10, 23). Божественный Златоуст объясняет причину: любить душу и любить деньги — две совершенно противоположные вещи. Или одно, или другое. «Невозможно любить вместе деньги и душу».» (Свт.Илия Минятий, «Поучения на воскресные дни», Слово на Евангелие от Луки. О наследовании вечной жизни).
«Когда подается тебе богатство, то поступай следующим образом: 1) Благодари Бога, Который подает тебе, недостойному. 2) Не прилагай к нему сердца твоего, по увещанию пророка: «если богатство притекает, не прилагайте (к нему) сердца» (Пс.61:11), но к Богу единому прилепляйся и люби, с пророком говоря: «Мне же прилепляться к Богу благо есть» (Посл. ко Св. Причащению). Ибо должно любить Благодетеля, а не благодеяние, и Подателя, а не дарование, и Создателя, а не создание.» (Свт.Тихон Задонский. «Письма келейные», Письмо 29).
«Употребляй богатство не на прихоти мирские и плотские, не на богатые трапезы, дома, кареты, сосуды, одеяния и прочее, как обычай есть у миролюбцев и плотоугодников, но со страхом и смирением, как не свое, но Божие добро, умеренно и воздержано, на нужды, а не на угождение плоти. Помни, что за расход его ответ Богу отдашь: распорядитель ты, а не хозяин; раб, а не господин. Ибо один только Господь есть Господин имений наших, как и всего мира, пред Ним следует нам явиться и ответ за все отдать.» (Свт.Тихон Задонский. «Письма келейные», Письмо 29).
«Дается тебе богатство, чтобы и ты давал. Бог дает его, отдавай и ты Божие во славу Божию. Будь как рука, которая принимает и отдает. Будь строителем, а не хранителем или расточителем богатства.» (Свт.Тихон Задонский. «Письма келейные», Письмо 29).
«Не гордись, не возносись богатством, поскольку не твое, на время оно тебе дано, на твою и ближнего пользу, и со временем отойдет от тебя. Помни, что ты нищ и убог, как и прочие люди. Ибо все нагими рождаемся в мир, нагими и отходим от мира.» (Свт.Тихон Задонский. «Письма келейные», Письмо 29).
«Сан или честь христианину есть иго наложенное, которое должно носить во славу имени Божия и пользу ближнего. Надобно разумным и мудрым быть тому, кто хочет людьми управлять, и лучшим по сравнению с другими быть, чтобы многим пример доброго жития собою представлять, ибо все это от сановитого требуется. Овца овец не пасет, но человек, разумом одаренный, и тьма тьму не просвещает, но свет, и слепец слепца не ведет, но видящий. Несмышленый и неисправный человек, принимающий начальство, подобен бесноватому, взявшему нож, которым и себя и других уязвляет и закалывает. С таким случается по истинной притче: «слепой, когда ведет слепого, то оба упадут в яму» (Лк 6:39). Итак, надобно научиться прежде собой управлять, а потом других в управление принимать.» (Свт.Тихон Задонский. «Письма келейные», Письмо 29).
«Если тебе необходимо быть на почетной должности, то в ней ищи Божией чести, а не своей, и ближних твоих пользы, а не своей корысти. Будь слугой рабам Божиим, а не господином, ищи их пользы, а не господствуй над ними, искореняй неправду и насаждай правду. Что приказываешь им, то сам прежде исполняй. К наказанию, когда оно нужно, или словом, или делом приступай, как благоразумные лекари к лечению, которые или жилу секут, или член какой отсекают, или лекарство дают ради того, чтобы человека излечить, а не замучить. Наказывай и ты подчиненного, а не гнев и ярость свою совершай. Наказывая, сожалей о нем, как о подобной тебе плоти, а не гневайся на него, и Божию честь, а не свою защищай, и его пользу смотри, а не за свою обиду мсти, но притом всегда внутри себя думай и помни, что ничем ты не лучше того, которого наказываешь словом или делом. Ибо все мы люди, всяким немощам и грехам подлежим, или падаем, или спотыкаемся, и всегда будем падать, если рука Божия не удержит нас.» (Свт.Тихон Задонский. «Письма келейные», Письмо 29).
«Всегда памятуй, что тебе следует ответ дать Судии и Царю Христу о тебе самом и о подчиненных тебе, как ты сам жил и с ними поступал. Все христиане истязаны будут в день суда, но начальники особенно, ибо не только о себе, но и о подчиненных своих воздадут ответ, по Писанию: «строг суд над начальствующими, ибо меньший заслуживает помилование, а сильные (начальники) сильно будут истязаны» (Прем 6:5-6). Рассуждай об этом и сохранишься в страхе Божием и смирении.» (Свт.Тихон Задонский. «Письма келейные», Письмо 29).
«Честь твоя пускай смиряет тебя более, а не возвышает, как со многими случается, так как ты такой же человек, как и подчиненные твои, а может быть, что многие и лучше тебя, как и бывает, но тебя рука Вышнего поставила над ними. Сходи часто умом ко гробам умерших, и они научат тебя, что ты такой же человек, как и подчиненные твои. Там увидишь, что все люди, начальники и подчиненные, равны, и где лежит раб, где господин его, где властелин, и где подвластный, узнать невозможно. Все в равном истлении. А если там равны, то и здесь на земле живущие все равны. Те же люди, без душ, там лежат, которые по земли ходили. Помни об этом и смирен будешь, и благодать Божия поможет тебе. Ибо «смиренным дается благодать» (1 Петр 5:5). 5) Когда так на почетной должности будешь поступать, то честь твоя большую на небесах исходатайствует честь.» (Свт.Тихон Задонский. «Письма келейные», Письмо 29).
«Когда тебя люди славят и хвалят… Помышляй, что ты того недостоин, будучи грешником. «Никто не благ, как только один Бог» (Мф.19:17), по словам Спасителя нашего, Который один всякой похвалы и славы достоин.» (Свт.Тихон Задонский. «Письма келейные», Письмо 29).
«Вменяй славу и похвалу как ветер, который приходит и отходит, ибо люди часто того, которого ныне хвалят и славят, после хулят и ругают. Видишь, что людская слава суетна и, как дым, исчезает. Будь же подобен мертвому, который ни хулению, ни хвалению не внимает; подобен дереву, которое плоды подает, но молчит; подобен колодцу, который источает воду, и от хуления не оскудевает, и от похвалы не изобилует.» (Свт.Тихон Задонский. «Письма келейные», Письмо 29).
«Что похвальное делаешь, то все приписывай Богу единому, Который «производит в нас и хотение и действие доброе» (Флп.2:13), потому что «без Него не можем делать ничего» (Ин 15:5). Тому одному пусть будет похвала и слава, от Которого все доброе происходит. Пусть будет всегда в памяти и устах наших слово Псаломника: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, по милости Твоей и истине Твоей» (Пс.113:9).» (Свт.Тихон Задонский. «Письма келейные», Письмо 29).
«Ищи славы на небесах, которую обещал Бог любящим Его. Та слава — истинная, и однажды найденная, никогда не отходит. Вот тебе мой ответ о богатстве, чести и славе, подаваемой человеку. Ты рассуждай об этом и не сообразуйся сынам века сего, которые о том все тщание полагают, чтобы здесь обогатиться и прославиться. У таковых ни малейшей искры христианства нет, хотя и христианами называются. У истинных христиан все замыслы, усердие, начинания и попечения о вечной жизни. Они там себе наследия, богатства, чести и славы ожидают, как путники, странники и пришельцы в мире этом. Ибо там их и отечество, о котором воздыхают, и ум и сердце и желание свое к нему возводят.» (Свт.Тихон Задонский. «Письма келейные», Письмо 29).
Составил и адаптировал: о.Серафим Медведев.