1. /
  2. Недели по 50-нице, после...
  3. /
  4. 5-е воскресенье, 5-я неделя...

5-е воскресенье, 5-я неделя по 50-нице.

Оглавление:
Апостол и Евангелие. Толкования.
О бесновании душевном и телесном, о вычитках и изгнании бесов.
Проповеди (видео и аудио).
Богослужение (видео и аудио).
Поучения Святых Отцов.
Свт.Иоанн Златоуст. Бесы исповедуют божество Христа. — Согласие евангелистов в повествовании об исцелении бесноватых. — Почему бесноватые жили в гробах. — Душа, исшедшая из тела, не остается на земле. — Бог промышляет о каждом человеке. — Для чего Христос позволил бесам потопить свиней. — Сребролюбцы страдают более тяжким недугом, чем бесноватые. — Изображение сребролюбца. — Сребролюбие вредит самому приобретению богатства.
Изречения Святых Отцов:

Апостол и Евангелие. Толкования.

Апостол:
Братия, / желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего. Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им. А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести. Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. (Рим.10:1-10)

Евангелие:
В то время, / когда Иисус прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. (Матф.8:28-9:1)

Толкования:

«(Рим. 10, 1-10; Мф. 8, 28-9, 1). Гадаринцы видели дивное чудо Господне, явленное в изгнании легиона бесов и, однако же, всем городом вышли и молили Господа, “чтобы Он отошел от пределов их”. Не видно, чтобы они враждебно относились к Нему, но не видно и веры. Их объяло какое-то неопределенное страхование, по которому они желали только: иди мимо, куда знаешь, только нас не касайся. Это настоящий образ людей, которые мирно в имениях своих живут. Сложился около них порядок вещей не неблагоприятный; они привыкли к нему, ни помышлений, ни потребности нет, чтобы изменить, или отменить что, и боятся они сделать какой-либо новый шаг. Чувствуя, однако, что если придет повеление свыше, то страх Божий и совесть заставят их отказаться от старого и принять новое, — они всячески избегают случаев, могущих довести их до таких убеждений, чтоб прикрываясь неведением, жить спокойно в старых привычках. Таковы те, которые боятся читать Евангелие и отеческие книги, и заводить беседу о духовных вещах, из опасения растревожить свою совесть, которая пробудившись, начнет понуждать одно бросить, другое принять.» (свт.Феофан Затворник, «Мысли на каждый день года», 5-я неделя по 50-це).

«И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые. В то время как находящиеся в корабле недоумевают: откуда этот, что и ветры, и море повинуются Ему? — проповедниками являются демоны. Евангелисты Марк и Лука говорят об одном больном, имевшем легион бесов, потому что один из этих больных был страшнее другого. Господь Сам подошел к ним, так как никто не осмеливался привести их.
     Вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. Демоны жили в гробах, желая внушить людям мысль, что души умерших делаются демонами. Но пусть никто не думает этого, потому что душа, выйдя из тела, не блуждает в этом мире, но души праведных — в руце Божией; что же касается душ грешных, то и они уводятся отсюда, как, например, душа богатого.
     И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вот, провозглашают Его Сыном Божиим после того, как раньше обнаружили вражду к Нему. Мучением они считают то, что им не позволили вредить людям; слова же «прежде времени» понимай в том смысле, что демоны думали, будто Христос, не вынеся слишком сильной злобы их, не выждет времени наказания, чего в действительности нет, ибо им до кончины века позволено бороться с нами.
     Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, вышедши, пошли в стадо свиное. Демоны стремятся, погубив свиней, опечалить владельцев их, чтоб они не приняли Христа. Христос же уступает демонам, показывая, какую злобу они имеют против людей, и если бы они имели власть и не встречали препятствий, то с нами они поступили бы хуже, чем со свиньями. Он охраняет бесноватых, чтоб они сами не умертвили себя.
     И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали, и, пришедши в город, рассказали обо всем и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу и, увидевши Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их. Опечаленные и думая, что после этого потерпят худшее, они просят Его об этом. Узнай, что где свинская жизнь, там не Христос пребывает, а демоны.
Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. Под «Своим городом» Матфей разумеет Капернаум, потому что Господь жил там. Родился Он в Вифлееме, в Назарете же воспитывался, но Капернаум был Его всегдашним местожительством. » (блаж.Феофилакт, Толкование на Матф.8:28-9:1).
—————

О бесновании душевном и телесном, о вычитках и изгнании бесов

Аноним: А как совершали раньше вычитку по изгнанию бесов?

О.Серафим: Есть два рода беснования: душевное и телесное. Душевное беснование – это самое худшее беснование. Душевное беснование – это одержимость той или иной страстью. Одержимость страстью – это когда человек не находится в состоянии борьбы со своими страстями, ходит во след их. Одержим сочувствием к страсти, и не разрывает его. Каждая страсть, в конечном итоге, граничит беснованием. Когда человек идет на поводу у страсти, удовлетворяет ее, то в итоге она приходит в крайнее ее развитие, и человек через это соединяется с падшим духом, с демоном. То есть, крайнее развитие страсти ведет к беснованию, подсоединяет человека к демону и отдает ему во власть – это беснование душевное, состояние одержимости страстью. Такое состояние души погибельное. От такого беснования, когда человек идет на поводу страсти, никто не вычитает и не вылечит. В таком случае, человек беснуется по собственному своему произволению. Здесь человек должен сам, своим произволением, направлением своей воли противиться греху, страсти, и при помощи Божией освобождаться от страсти, от такого беснования.

Телесное же беснование это такое беснование, когда бес поселяется между произволением человека и его телом, – овладевает его телом. Или еще можно сказать, что это такое состояние, когда бес находится между телом и душой человека, — он может овладевать телом человека, в той или иной степени, в какие-то моменты времени, но не душой человека. В такие моменты человек может делать телом своим различные непроизвольные движения, против воли своей. — Он может устами изрыгать хулы на Бога, материться, но при этом язык его не слушается и говорит то, что бес захочет, и хотя в душе он противится, не хочет этого, но не может овладеть своим языком и телом, ибо им управляет бес. — Язык ему не повинуется, руки не слушаются, его по-всякому корёжит, но он не может этого остановить. Телесное беснование это как заключение в темницу. Вот такого рода беснования и вычитывали. И только такого рода беснования исцеляли святые, изгоняя бесов, но и то не всегда.

В чине вычитки такого рода бесноватых, в начале, сказано, что человек которого будут вычитывать должен положить намерение и решимость на то, что он совершенно поменяет свой образ жизни, и теперь будет всей своей жизнью стремиться к Богу, встанет на путь борьбы со своими страстями. А если он как «пес» вернется «на свою блевотину» (2Пет.2:22), — начнет опять жить по своим страстям, то в него войдет еще семь других бесов, злейших, чем тот, который был до того. Вот такое предупреждение, такого рода наставление дается в этой вычитке.

Подвижники изгоняли бесов, одним словом, одним возложением рук, а кто-то просто: дунул – и бес вышел. Они изгоняли беса, не сами по себе, а с помощью Божественной благодати, которую стяжали в изобилии, поэтому и могли изгнать беса одним движением воли, которое действовало в согласии с волей Божественной. Но и при вычитке, изгоняет бесов не вычитка, сама по себе, не слова молитв, которые читаются, а благодать Божия, при условии, если человек положит в душе своей намерение, — дальнейшую жизнь свою проводить в борьбе со страстями, в устремлении к Богу. А если снова станет жить по страстям, то тогда в него войдет семь злейших еще худших бесов, и будет ему еще хуже, чем было до того. В наше время все эти вычитки – это бесовский спектакль и обольщение, так как никакого изгнания бесов, как это было в древности, не происходит.

Нельзя относиться к словам вычитки и молитв, как к магическим заклинаниям. Ибо такая вера – это уже та же самая магия, но только замаскированная одеждами православия. Ибо Благодать Божия привлекается не тем, что читают вычитку, слова молитв, а чистотою чувств, истинными плодами духа, чувством веры, свободным от духа самоуверенности.

Аноним: А как это происходит, что бес заходит в человека?

О.Серафим: Бог попускает, за грехи человека.
До беснования которое в наших мыслях и чувствах человек сам доходит, так как каждая страсть граничит беснованием, и во главе каждой страсти стоит демон. Если мы удовлетворяем страсть, ищем постоянно ее удовлетворения, то через нее подсоединяемся к бесу, ибо и он имеет такой же настрой духа. Приобретая страстный настрой духа, мы становимся сродными по духу демонам, и попадаем под их власть. Ибо бесы имеют власть над человеком через страсти.

Другого рода беснование, когда человек не может владеть своим телом, бывает по попущению Божию за грехи человека, или для обращения, или для того, чтобы смирить человека. Для человека это как искушение, которое причиняет ему страдания, смиряет его. Если такой человек правильно будет это переносить, — с осознанием своей греховности, с благодарностью Богу, со смирением в духе, – то может спастись. Ибо если он не хочет этого, и противится, но ничего не может изменить, – то это ему причиняет страдания. Отсюда «волей-неволей» ему приходится смиряться в душе со скорбями и страданиями, бороться с унынием и отчаянием, которые возникают от телесных страданий и мучений, в которые ввергает его демон. Вот и начинается борьба со страстями потому, что нет услаждения телесно-душевному сладострастию, духу самости и гордыни.
Но не само по себе страдание спасает человека, а если он будет переносить его правильно, со смирением, с благодарностью Богу за скорби и страдания, то есть выносить из него верный душевный настрой, спасительные и добродетельные чувства.

Аноним: На вычитках одна женщина часто кричала: «Что ты меня гонишь, меня купили?!» Т. е. эта женщина болела и чтобы выздороветь, пошла к бабке, дала ей денег, чтобы та ее вылечила.

О.Серафим: Она совершила грех, обратившись к демону за исцелением через эту бабку. То есть, Бог попустил демону войти в нее, за ее греховную жизнь. Чтобы она через страдания от демона вразумилась и исправила свою жизнь, вставши на путь покаяния, на путь борьбы со своими страстями.

И смотря ради чего человек желает исцеления. Если ради того, чтобы жить как все живут, — удовлетворять свои прихоти и похоти, свои страсти, а когда бес мучает, то приходит страдание, и нет никакой жизни. В таком случае человек ищет исцеления не ради спасения своей души, а ради того, чтобы жить, как он считает, «по-нормальному», как все, — ради удовлетворения своих страстей и похотей.
А Христос когда исцелял, то говорил: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5:14). То есть, Господь исцелял с тою целью, чтобы исцелялась душа, устремлялась к спасению; а здесь исцеление — ради того, чтобы себя внешне хорошо чувствовать, и дальше продолжать удовлетворять свои страсти.

Люди боятся телесного беснования, потому что оно приносит телесные и душевные страдания, мешает удовлетворять свои похоти и прихоти, страсти. Но не боятся самого лютого и злейшего беса – беса греха.

Насколько грех страшнее самого лютого беснования хорошо показывает свт. Иоанн Златоуст, в толковании на отрывок из Евангелия о гадаринском бесноватом: 
«И ныне можно видеть такие происшествия, и множество бесноватых, живущих во гробах, которых ничто не удерживает от неистовства: ни железа, ни оковы, ни множество народа, ни увещание, ни убеждение, ни страх, ни угрозы и ничто другое подобное. Так, когда сладострастный пленяется всякою красотою телесною (разжигается телесною похотью), тогда он ничем не различается от беснующегося (становится одержимым блудным бесом). Будучи облечен одеждою, но не имея истинного одеяния (добродетели), лишенный приличной ему славы, он всюду бегает обнаженным, подобно бесноватому (одержимый блудным бесом), поражая себя не камнями, но беззакониями (блудодеяниями и всякого рода извращениями), которые гораздо тяжелее многих камней. Итак, кто сможет связать и укротить столь бесстыдного и неистового, никогда не бывающего в самом себе, но всегда ходящего при гробах. Подлинно таковы жилища блудников (и всякого рода извращенцев), исполненные великого зловония и гнилости.
А что сказать о сребролюбце? Не таков ли и он? Кто может когда-либо связать его? Каждодневные страхи, угрозы, увещания и советы? Но он все эти узы расторгает, и если кто придет освободить его от уз, заклинает не освобождать его, почитая величайшим для себя мучением не быть в мучении. Что может быть бедственнее этого? Бес, хотя презирал людей, но повелению Христову покорился, и немедленно вышел из тела. А этот не повинуется и повелению Христову, хотя он каждодневно слышит Его слова: «не можете служить Богу и мамоне» (Мф.6:24), и угрозы геенною и нестерпимыми мучениями, и все-таки не повинуется – не потому, что он могущественнее Христа, но потому, что Христос против нашей воли не ведет нас к исправлению. Вот потому такие люди, и живя в городах, живут как бы в пустынях. 
В самом деле, какой благоразумный человек захочет обращаться с такими людьми? Я, по крайней мере, желал бы лучше жить со множеством беснующихся, нежели с одним из страждущих такою болезнью. А что я не заблуждаюсь, это видно из тех страданий, какие претерпевают сребролюбцы и беснующиеся. Сребролюбцы считают врагом своим человека, не причинившего им никакого вреда, желают сделать рабом свободного и ввергают его в бесчисленные бедствия; напротив, беснующиеся ничего другого не делают, как только в самих себе питают болезнь. Сребролюбцы ниспровергают множество домов, заставляют хулить имя Божие, являются заразой городов и всей вселенной; а мучимые бесами более достойны сожаления и слез. Бесноватые многое делают в бесчувствии; напротив сребролюбцы, имея ум, безумствуют, среди городов неистовствуют и беснуются некоторым новым бешенством. В самом деле, все беснующиеся делают ли что-либо подобное тому, на что дерзнул Иуда, совершивший неслыханное преступление? И все ему подражающие, подобно диким зверям, убежавшим из ограды, возмущают города, никем не будучи удерживаемы. Хотя сребролюбцы отовсюду обложены узами, как то: страхом судей, угрозою законов, презрением от людей и многим еще другим, – но они, разрывая их, все низвращают. И если бы кто совершенно отнял от них те узы, тогда ясно увидел бы в них беса гораздо лютейшего и жесточайшего, нежели каков исшедший из упомянутого ныне бесноватого» (свт. Иоанн Златоуст, толкование на Евангелие от Мф.гл.8: ст.28, гл.9:ст.1, стр.320, 28 беседа)

Если человек изгонит из себя страсть – он изгонит самого страшного, ужасного и коварного беса, которого не сможет изгнать никакой чудотворец! А к этому призван каждый, и это сможет делать каждый, если захочет, и станет вести законную борьбу со своими страстями.
***

«Некогда авва Макарий, идя с горы в келию свою, нес ветви. И вот на пути встретился ему диавол с серпом. Диавол хотел толкнуть Макария, но не мог. И говорит ему: велика в тебе сила, Макарий, потому что я не силен против тебя. Если ты что делаешь, то это делаю и я. Ты постишься, а я совсем не ем; ты бодрствуешь, а я совсем не сплю. Одно есть, чем ты меня побеждаешь. Авва Макарий говорит ему: что же это такое? Диавол ответил: смирение. И посему я не силен против тебя» (Древний патерик, гл15, п.38).

«Человек, одержимый демоном и испускающий пену, ударил по щеке некоего старца, монаха-пустынника. Старец вместо ее подставил ему и другую щеку. Демон же, не вынося жжения смирения, тотчас отступил от него» (Древний патерик, гл15, п.68). Здесь речь не просто о внешнем поступке подвижника. Речь не о внешнем смирении, а о том, что он воспитал в себе такой вот настрой духа, смиренный и сокрушенный перед Богом. — Чувство истинного смирения перед Богом стало расположением его души. А внешнее действие, в данном, конкретном случае, только лишь проявило его. (Может этому подражать внешнее смирение, но оно является лишь только бесовской уловкой).

Бесы прогоняются и изгоняются не тем, что против них читают молитвы «Живый в помощи вышняго» или «Да воскресенет Бог» и т. п., а Божией благодатью. А благодать привлекается спасительными и добродетельными душевными чувствами, которые воспитываются в процессе правильно-проходимой борьбы со страстями, благодать привлекается смиренным и сокрушенным духом, который должен воспитываться перед Богом. Этот дух и привлекает дар спасительной Благодати, а она прогоняет демонов.
А вера и надежда на эти молитвы, — это как вера в противомагические заклинания, прогоняющие бесов, которая основывается на неправом чувстве вере, т.е. на духе самоуверенности и самонадеянности, на духе самоутверждения. Этот дух противоположен духу сокрушенному и смиренному и привлекает не Божию благодать, а бесов.
Так на магию является православная противомагия, которая есть та же самая магия, прикрытая одеждами и молитвами православными. Это то же самое, что против черной магии есть белая магия. Разницы никакой нет. Вся разница только лишь во внешнем. А суть и дух – одни и те же. Бесы – любители маскарадов и могут наряжаться в какие угодно одежды, оставляя при этом один и тот же дух, – самоуверенности и самонадеянности, дух утверждения в самости и гордыни, первородном грехе.

«Авва Моисей сказал: имеющий смирение смиряет демонов, а не имеющий смирения осмеивается демонами» (Древний патерик, гл15, п.42). Всякий не воспитавший в себе духа сокрушенного и смиренного перед Богом, — в борьбе со своими страстями и самостно-гордостным духом, — надеющийся на молитвословия, сильные молитвы и вычитки, на внешние знаки и символы, и т. п. что-либо внешнее, — «осмеивается демонами», попадает в беовские иллюзии и обольщения, становится одержимым и бесноватым.
———————-

Проповеди (видео и аудио)

Проповедь 9.07.2023.

Поучение свт.Димитрия Ростовского на евангелие о гадаринском бесноватом и жителях страны гадаринской. С кем Господь есть, а с кем Его нет. У кого пред умными очами нет Бога, а у кого пред умными очами Бог есть. О памяти Божией, и к чему ведет отсутствие ее. О наказаниях, которые постигли страну гадаринскую, и об изгнании Бога из жизни человеческой. О сердечном нечувствии, жизни по страстям, и ожесточении в нераскаянности. О смерти за нераскаянность, находящей на всех по лицу земли. Увеличивающаяся смертность призывает всех к покаянию, к подготовке к смерти. О напоминании ближнему о спасении души. Зачем и для чего нужен страх Божий? О страхе животном. Иллюзия жизни без Бога, в ложном покое. Отпадение от Бога России в 1918 г. в дух антихристов.
1:11:20 О протестантском: уверовал и ты спасен. О вере сердцем к праведности, и вере на устах. О сердце объятом страстями, и иллюзии спасения.
5-е воскресенье по 50-це. Евангелие от Матфея 8:28-9:1. Свт.Димитрий Ростовский, Поучение 1-е в неделю 5-ю по Святом Духе, «И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их» (Мф.8:34).

Об одержимости и изгнании бесов

Об одержимости телесной и душевной. Когда при телесной одержимости человек может прийти к спасению. Занимающиеся изгнанием бесов, при помощи вычитки, находятся в бесовской прелести. Бесы во время вычиток устраивают бесовские спектакли для обмана и обольщения людей. / 10.12.2022г.

О бесновании телесном и душевном. Об изгнании бесов

О бесновании телесном и душевном. Об изгнании бесов. / 27.04.2018г.
—————

Богослужение (видео и аудио)

Богослужение, Псалмы Ефрема Сирина 143 — 150 / 9.07.2023

О молитве за богослужением. О чувствах преданности Богу и страхе Божием. О чистоте чувств.
11:32 Начало обычное. Ектения Великая. Приидите, поклонимся. Псалмы Ефрема Сирина 143 — 150. Ектения Малая. Апостол Рим.10:1-10, и Евангелие Матф.8:28-9:1 (5-я неделя по 50-це). Воскресение Христово видевше. Ектении Сугубая и Просительная. Отпуст. / 9.07.2023.
———————

Поучения Святых Отцов.

Свт.Иоанн Златоуст

Бесы исповедуют божество Христа. — Согласие евангелистов в повествовании об исцелении бесноватых. — Почему бесноватые жили в гробах. — Душа, исшедшая из тела, не остается на земле. — Бог промышляет о каждом человеке. — Для чего Христос позволил бесам потопить свиней. — Сребролюбцы страдают более тяжким недугом, чем бесноватые. — Изображение сребролюбца. — Сребролюбие вредит самому приобретению богатства.

После того, как Христос удалился от моря, последовало другое, страшнейшее чудо. Беснующиеся, как злые беглецы, увидев Господа, говорили: «что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Матф. 8:29). Тогда как народ почитал Его человеком, бесы пришли исповедать божество Его, и те, которые оставались глухими при возмущении и укрощении моря, услышали демонов, взывавших о том, о чем возвещало море своей тишиной. Потом, чтобы слова их не показались лестью, они самым опытом доказывают их истину: «пришел Ты сюда«, вопияли они, «прежде времени мучить нас«. Потому-то, прежде всего, они и сознаются в своей вражде, чтобы их прошение не подверглось подозрению. Действительно, будучи пронзаемы, воспламеняемы и претерпевая нестерпимые мучения от одного только присутствия Христова, они невидимо подвергались истязаниям и обуревались сильнее моря. Тогда как никто не осмелился приблизиться к ним? Христос сам подходит к ним. По свидетельству Матфея, они сказали: «пришел Ты сюда прежде времени мучить нас«. Другие же к этому присовокупили и то, что бесы умоляли Его и заклинали не ввергать их в бездну. Они думали, что уже настало время их наказания, и боялись, как бы уже имеющие подвергнуться мучению. То, что Лука упоминает об одном беснующемся, тогда как Матфей говорит о двух, не показывает между ними разногласия. Разногласие между ними оказывалось бы только тогда, когда бы Лука сказал, что один только был беснующийся, а другого не было. Когда же один говорит об одном, а другой о двух, то это не есть признак противоречия, а показывает только различный образ повествования. И мне кажется, что Лука упомянул о том только, который был лютейшим из них, почему и бедствие его представляет более плачевным, говоря, например, что он, расторгая узы и оковы, блуждал по пустыне; а Марк свидетельствует, что он еще бился о камни. Да и самые слова их достаточным образом обнаруживают их лютость и бесстыдство, потому что они говорили: «пришел Ты сюда прежде времени мучить нас«. Они не могли сказать, что не согрешили; но просят Его не подвергать их наказанию прежде времени. Так как Спаситель нашел их делающими нестерпимые лютости и злодеяния, и всяким образом обезображивающими и мучающими Его творение, то бесы и думали, что Он, по причине чрезмерных их злодеяний, не будет отлагать времени наказания. Потому-то они просили и умоляли Его. Таким образом, те, которых не могли удержать и узы железные, приходят связанные; те, которые бегали по горам, выходят на поле; те, которые другим преграждали путь, останавливаются, увидев преграждающего им самим путь. Но почему они любили жить в гробах? Потому, что им хотелось во многих посеять пагубное учение, то есть, что души умерших превращаются в бесов, чего никогда не должно даже и в уме представлять. Что же ты скажешь на то, — спросит кто-нибудь, — что многие из чародеев закалают детей с той целью, чтобы их души после того им содействовали? А откуда это известно? Что закалают детей, о том говорят многие. Но что души закланных находятся с заклавшими их, скажи мне, откуда ты узнал об этом? Ты скажешь, что сами бесноватые взывают: я душа такого-то человека! Но и это — хитрость и обман дьявола. Не душа какого-нибудь умершего вопиет, а притворяющийся так демон, для обольщения слушателей. Если бы душа могла войти в существо дьявольское, то тем более она могла бы войти в свое тело. Притом нельзя представить, чтобы душа обиженная стала содействовать обидевшему ее, или чтобы человек в состоянии был изменить свою бестелесную природу в другое существо. Если невозможно это в отношении к телам, так как никто не может превратить тела человеческого в тело ослиное, то тем более невозможно это в отношении к невидимой душе, которую никто не может превратить в существо демонское.

3. Итак, это — бредни пьяных старух и детские страхи. Душе, отделившейся от тела, уже невозможно блуждать здесь, потому что «души праведных в руке Божьей» (Премудр. Сол. 3:1). Если же души праведных в руке Божьей, то и души детей, так как они не сделались еще злыми. Да и души грешников тотчас удаляются отсюда. Это видно из притчи о Лазаре и богаче. И в другом месте Христос говорит: «в эту ночь душу твою возьмут у тебя» (Лук. 12:20). Да и быть не может, чтобы душа, вышедшая из тела, блуждала здесь. И это вполне сообразно с разумом. В самом деле, если мы, ходя по земле знакомой и известной нам, и будучи облечены телом, когда совершаем путь в странах чужих, не знаем без руководителя, какой надобно идти дорогой, то каким образом душа, отделившаяся от тела и отрешившаяся от всех земных связей, может знать без путеводителя, куда ей должно идти? Также и из многих других доказательств всякий может легко увидеть, что душа, вышедшая из тела, не может уже здесь оставаться. Так, Стефан сказал: «прими дух мой» (Деян. 7:59); и Павел говорит: «разрешиться и быть с Христом, потому что это несравненно лучше» (Филипп. 1:23). Также о патриархе Писание говорит: «и приложился к народу своему, и умер в старости доброй» (Быт. 25:8). А что и души грешников по смерти не могут здесь пребывать, послушай богача, который много о том просил, и не получил желаемого. Если бы это возможно было, то он сам пришел бы и возвестил о происходящем там. Отсюда видно, что души, по отшествии отсюда, уводятся в некую страну и, уже не имея возможности возвратиться оттуда, ожидают страшного того дня.

Но, может быть, кто спросит: для чего Христос исполнил просьбу демонов, позволив им войти в стадо свиное? Я скажу на это то, что Он сделал так не потому, чтобы убежден был ими, но по многим премудрым целям. Во-первых, для того, чтобы освободившимся от этих злых мучителей показать величие вреда, причиняемого им этими злоумышленниками; во-вторых, для того, чтобы всех вразумить в том, что бесы без Его позволения не смеют даже прикасаться и к свиньям; в-третьих, для того, чтобы дать знать, что с людьми бесы поступили бы даже еще хуже, нежели со свиньями, если бы те в таком несчастии не удостаивались великого промышления Божьего. Что бесы ненавидят нас более, нежели бессловесных животных, это всякому известно. Следовательно, если они не пощадили свиней, но в одно мгновение всех их низвергли в бездну, то тем более сделали бы это с одержимыми ими людьми, которых они таскали и влачили по пустыням, если бы провидение Божье, и при самом жестоком мучении, не обуздывало и не удерживало дальнейшего их стремления. Отсюда ясно, что нет ни одного человека, о котором бы не промышлял Бог. Если же Он и не обо всех печется одинаковым образом, то и это есть величайший знак Его промысла. Бог являет промысел Свой сообразно с пользой каждого. Сверх же сказанного, мы научаемся отсюда еще и тому, что Бог промышляет не только о всех вообще, но и о каждом человеке в частности, — что показал Господь и в отношении к ученикам Своим, сказав: «у вас же и волосы на голове все сочтены» (Матф. 10:30). Тоже самое всякий ясно может видеть и из примера этих бесноватых, которые давно были бы уже задушены, если бы не были свыше сохраняемы великим попечением. По этим-то причинам Спаситель и позволил бесам войти в стадо свиное, чтобы и жители тех стран познали Его всемогущество. Где известно было имя Его, там Он не очень много показывал Себя; но где никто не знал Его и все пребывали в бесчувствии, там Он совершал славные чудеса, чтобы привлечь их к познанию Своего божества. А что жители того города находились в бесчувствии, это видно из конца происшествия. Им надлежало бы поклониться Христу и удивиться Его могуществу; а они отсылали Его и «просили» отойти «от пределов их» (Матф. 8:34). Но для чего демоны погубили свиней? Бесы постоянно стараются привести людей в отчаяние, и всегда радуются их гибели. Так дьявол поступил и с Иовом. Хотя и здесь позволил Бог, но позволил не потому, что был убежден дьяволом, а для того, чтобы еще более прославить раба Своего, отнять у дьявола всякий предлог к бесстыдству, и обратить на его же главу его поступки с праведником. Так и в настоящем случае случилось противное их желанию. И могущество Христа торжественно проповедано было, и злоба демонов, от которой освободил Он одержимых ими, яснее обнаружилась, и открылось то, что они без попущения Бога всяческих не могут прикасаться даже и к свиньям.

4. Никому нимало не возбраняется разуметь эту историю в таинственном смысле. Хотя это и история, но следует знать, что люди, уподобляющиеся свиньям, легко уловляются действием бесов, и страждущие от них часто могут побеждать их, если только они люди. Но когда совершенно уподобятся свиньям, тогда не только бывают одержимы бесами, но и низвергаются в бездну. Сверх того, чтобы кто-нибудь происшествия этого не назвал басней, но чтобы совершенно поверил исшествию бесов, для этого оно доказывается погибелью свиней. Заметь кротость Иисуса Христа, соединенную с могуществом! Когда жители той страны, столь облагодетельствованные Им, принуждали Его удалиться, то Он без сопротивления удалился и оставил показавших себя недостойными Его учения, дав им наставниками освобожденных от демонов и — пасших свиней, чтобы узнали от них обо всем случившемся, а сам, удалившись, оставил их в великом страхе. Действительно, великая потеря распространяла слух о случившемся, и событие это занимало их ум. Отовсюду неслись слухи о необыкновенном чуде и от исцелившихся, и от хозяев потопленных свиней, и от пастухов их. И ныне можно видеть такие происшествия, и множество бесноватых, живущих во гробах, которых ничто не удерживает от неистовства: ни железа, ни оковы, ни множество народа, ни увещание, ни убеждение, ни страх, ни угрозы и ничто другое подобное. Так, когда сладострастный пленяется всякою красотою телесною (разжигается телесною похотью), тогда он ничем не различается от беснующегося (становится одержимым блудным бесом). Будучи облечен одеждою, но не имея истинного одеяния (добродетели), лишенный приличной ему славы, он всюду бегает обнаженным, подобно бесноватому (одержимый блудным бесом), поражая себя не камнями, но беззакониями (блудодеяниями и всякого рода извращениями), которые гораздо тяжелее многих камней. Итак, кто сможет связать и укротить столь бесстыдного и неистового, никогда не бывающего в самом себе, но всегда ходящего при гробах. Подлинно таковы жилища блудников (и всякого рода извращенцев), исполненные великого зловония и гнилости. А что сказать о сребролюбце? Не таков ли и он? Кто может когда-либо связать его? Каждодневные страхи, угрозы, увещания и советы? Но он все эти узы расторгает, и если кто придет освободить его от уз, заклинает не освобождать его, почитая величайшим для себя мучением не быть в мучении. Что может быть бедственнее этого? Бес, хотя презирал людей, но повелению Христову покорился, и немедленно вышел из тела. А этот не повинуется и повелению Христову, хотя Он каждодневно слышит Его слова: «не можете служить Богу и маммоне» (Матф. 6:24), и угрозы геенной и нестерпимыми мучениями, и все-таки не повинуется — не потому, что он могущественнее Христа, но потому, что Христос против нашей воли не ведет нас к исправлению. Вот потому такие люди, и живя в городах, живут как бы в пустынях. В самом деле, какой благоразумный человек захочет обращаться с такими людьми? Я, по крайней мере, желал бы лучше жить со множеством беснующихся, нежели с одним из страждущих такой болезнью. А что я не заблуждаюсь, это видно из тех страданий, какие претерпевают сребролюбцы и беснующиеся. Сребролюбцы считают врагом своим человека, не причинившего им никакого вреда, желают сделать рабом свободного и ввергают его в бесчисленные бедствия; напротив, беснующиеся ничего другого не делают, как только в самих себе питают болезнь. Первые ниспровергают множество домов, заставляют хулить имя Божье, являются заразой городов и всей вселенной; а мучимые бесами более достойны сожаления и слез. Эти последние многое делают в бесчувствии; напротив первые, имея ум, безумствуют, среди городов неистовствуют и беснуются некоторым новым бешенством. В самом деле, все беснующиеся делают ли что-либо подобное тому, на что дерзнул Иуда, совершивший неслыханное преступление? И все ему подражающие, подобно диким зверям, убежавшим из ограды, возмущают города, никем не будучи удерживаемы. Хотя они отовсюду обложены узами, как то: страхом судей, угрозой законов, презрением от людей и многим еще другим, — но они, разрывая их, все извращают. И если бы кто совершенно отнял от них те узы, тогда ясно увидел бы в них беса гораздо лютейшего и жесточайшего, нежели каков вышедший из упомянутого ныне бесноватого.

5. Но так как это невозможно, то, по крайней мере, предположим это на словах, и снимем со сребролюбца те оковы, и тогда ясно познаем его крайнее неистовство. Впрочем, не бойтесь зверя, когда я открою его, — это только изображение на словах, а не истинная действительность. Итак, представим себе человека, извергающего из очей своих огонь, черного, вместо рук имеющего на обоих плечах своих висящих драконов; представим у него такие уста, в которых вместо зубов вонзены острые мечи, а вместо языка находится источник, изливающий яд и испускающий смертоносное питье; представим, что чрево его пожирает более всякой печи, истребляет все ввергаемое, а ноги как бы крылатые и быстрее всякого пламени. Пусть лицо его будет составлено из собачьего и волчьего; пусть он не будет произносить ничего человеческого, но будет издавать из себя звуки нестройные, отвратительные и страшные; пусть также и в руках у него будет пламень. Может быть, вам представляется страшным сказанное мной; но я еще не изобразил его надлежащим образом. К сказанному надобно присовокупить и еще нечто: пусть он поражает встречающихся с ним, пожирает и терзает плоть их. Но сребролюбец гораздо хуже и такого чудовища. Он нападает на всех, все поглощает подобно аду, всюду ходит, как общий враг рода человеческого. Ему хочется, чтобы не было ни одного человека, чтобы ему одному обладать всем. Мало того, он и на этом не останавливается. Но когда всех истребит, по своему желанию, тогда желает истребить самое существо земли, и увидеть на месте ее золото; и не землю только, но и горы, и леса, и источники, словом все видимое. А чтобы вам знать, что мы еще не вполне изобразили его неистовство, — представьте, что никто не будет обвинять и устрашать его, уничтожьте, по крайней мере на словах, страх со стороны законов, — и вы увидите, как он, схватив меч, истребляет всех, не щадя никого, ни друга, ни родственника, ни брата, ни самого родителя. Вернее же, не нужно делать никакого и предположения, а спросим его самого: не строит ли он всегда таковые мечты в своем воображении, и не нападает ли на всех, умерщвляя мысленно и друзей, и родственников, и самих родителей? Но даже нет нужды и спрашивать его; всем известно, что одержимые недугом корыстолюбия тяготятся старостью отца, а приятное и вожделенное для всех чадородие почитают тяжким и несносным. Многие из-за этого находят удовольствие в бесплодии, делают естество свое бесплодным, не только умерщвляя родившихся детей, но и не давая им зародиться. Итак, не удивляйтесь, если я так изобразил вам сребролюбца (он гораздо даже хуже, нежели мы его представили), но посмотрим, как нам освободить его от беса. Как же мы освободим его? Если он ясно узнает, что сребролюбие вредно ему и для самого стяжания богатства. В самом деле, желающие приобрести малозначащее всегда претерпевают великий ущерб, — почему об этом даже сложилась и пословица. Так многие, желая давать взаймы с большими процентами, в надежде получить от того прибыток, но не испытав тех, которые берут взаймы, нередко вместе с прибытками лишались и всего собственного достояния. Другие, подвергшись каким-либо опасностям и не захотев лишиться малого, погубили с имуществом и самую душу; а иные, тогда как могли приобрести за деньги выгодные достоинства, или что-нибудь другое тому подобное, по чрезмерной скупости своей всего лишились. Так как они сеять не умеют, а всегда заботятся только о собирании плодов, то часто и не получают их. Невозможно ведь всегда собирать плоды; так точно невозможно постоянно и приобретать сокровища. Вот почему корыстолюбцы, не желая расточать, не умеют и приобретать. Когда им нужно бывает и жениться, то и тогда встречают те же самые невыгоды, потому что они или обманываются, когда берут за себя бедную вместо богатой, или, если берут и богатую, но с бесчисленными недостатками, и опять терпят величайший вред. Подлинно, не изобилие имущества, но добродетель производит богатство. Что пользы в богатстве, когда жена расточительница и мотовка и все имущество уносит быстрее ветра? Что пользы, когда она будет распутна и заведет себе бесчисленное множество любовников? Что пользы, когда будет предаваться пьянству? Не сделает ли она вскоре же мужа своего беднейшим из всех? Но не при женитьбе только обманываются сребролюбцы, а и при покупке рабов, когда они, по великой скупости, стараются купить не трудолюбивых, но дешевых. Итак, представив все это в уме своем (ведь не можете еще слушать слов о геенне и царствии), и размыслив о тех неудачах, какие вы, по своему корыстолюбию, часто претерпеваете и при отдаче денег в рост, и при покупке, и при женитьбе, и в начальственных отношениях, и во всем прочем, — оставьте пристрастие к богатству. Тогда вы безопасно будете проводить и настоящую жизнь, и, несколько преуспев, будете в состоянии слушать учение мудрости, и, несколько прояснив взор, узрите самое Солнце правды, и получите блага, обещанные Господом, которых все мы да сподобимся быть причастниками благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

(Свт.Иоанн Златоуст, Толкование на Матф.8:28-34, Беседа 28).

Изречения Святых Отцов:

«Но почему бесы любили жить в гробах? Потому, что им хотелось во многих посеять пагубное учение, то есть, что души умерших превращаются в бесов, чего никогда не должно даже и в уме представлять. Что же ты скажешь на то, — спросит кто-нибудь, — что многие из чародеев закалают детей с той целью, чтобы их души после того им содействовали? А откуда это известно? Что закалают детей, о том говорят многие. Но что души закланных находятся с заклавшими их, скажи мне, откуда ты узнал об этом? Ты скажешь, что сами бесноватые взывают: я душа такого-то человека! Но и это — хитрость и обман дьявола. Не душа какого-нибудь умершего вопиет, а притворяющийся так демон, для обольщения слушателей. Если бы душа могла войти в существо дьявольское, то тем более она могла бы войти в свое тело. Притом нельзя представить, чтобы душа обиженная стала содействовать обидевшему ее, или чтобы человек в состоянии был изменить свою бестелесную природу в другое существо. Если невозможно это в отношении к телам, так как никто не может превратить тела человеческого в тело ослиное, то тем более невозможно это в отношении к невидимой душе, которую никто не может превратить в существо демонское. Итак, это — бредни пьяных старух и детские страхи.» (Свт.Иоанн Златоуст, Толкование на Матф.8:28-34, Беседа 28).

«Душе, отделившейся от тела, уже невозможно блуждать здесь, потому что «души праведных в руке Божьей» (Премудр. Сол. 3:1). Если же души праведных в руке Божьей, то и души детей, так как они не сделались еще злыми. Да и души грешников тотчас удаляются отсюда. Это видно из притчи о Лазаре и богаче. И в другом месте Христос говорит: «в эту ночь душу твою возьмут у тебя» (Лук. 12:20). Да и быть не может, чтобы душа, вышедшая из тела, блуждала здесь… Также и из многих других доказательств всякий может легко увидеть, что душа, вышедшая из тела, не может уже здесь оставаться. Так, Стефан сказал: «прими дух мой» (Деян. 7:59); и Павел говорит: «разрешиться и быть с Христом, потому что это несравненно лучше» (Филипп. 1:23). Также о патриархе Писание говорит: «и приложился к народу своему, и умер в старости доброй» (Быт. 25:8). А что и души грешников по смерти не могут здесь пребывать, послушай богача, который много о том просил, и не получил желаемого. Если бы это возможно было, то он сам пришел бы и возвестил о происходящем там. Отсюда видно, что души, по отшествии отсюда, уводятся в некую страну и, уже не имея возможности возвратиться оттуда, ожидают страшного того дня.» (Свт.Иоанн Златоуст, Толкование на Матф.8:28-34, Беседа 28).

«Для чего Христос исполнил просьбу демонов, позволив им войти в стадо свиное? Я скажу на это то, что Он сделал так не потому, чтобы убежден был ими, но по многим премудрым целям. Во-первых, для того, чтобы освободившимся от этих злых мучителей показать величие вреда, причиняемого им этими злоумышленниками; во-вторых, для того, чтобы всех вразумить в том, что бесы без Его позволения не смеют даже прикасаться и к свиньям; в-третьих, для того, чтобы дать знать, что с людьми бесы поступили бы даже еще хуже, нежели со свиньями, если бы те в таком несчастии не удостаивались великого промышления Божьего. Что бесы ненавидят нас более, нежели бессловесных животных, это всякому известно. Следовательно, если они не пощадили свиней, но в одно мгновение всех их низвергли в бездну, то тем более сделали бы это с одержимыми ими людьми, которых они таскали и влачили по пустыням, если бы провидение Божье, и при самом жестоком мучении, не обуздывало и не удерживало дальнейшего их стремления.» (Свт.Иоанн Златоуст, Толкование на Матф.8:28-34, Беседа 28).

«Нет ни одного человека, о котором бы не промышлял Бог. Если же Он и не обо всех печется одинаковым образом, то и это есть величайший знак Его промысла. Бог являет промысел Свой сообразно с пользой каждого. Сверх же сказанного, мы научаемся отсюда еще и тому, что Бог промышляет не только о всех вообще, но и о каждом человеке в частности, — что показал Господь и в отношении к ученикам Своим, сказав: «у вас же и волосы на голове все сочтены» (Матф. 10:30). Тоже самое всякий ясно может видеть и из примера этих бесноватых, которые давно были бы уже задушены, если бы не были свыше сохраняемы великим попечением. По этим-то причинам Спаситель и позволил бесам войти в стадо свиное, чтобы и жители тех стран познали Его всемогущество.» (Свт.Иоанн Златоуст, Толкование на Матф.8:28-34, Беседа 28).

«Для чего демоны погубили свиней? Бесы постоянно стараются привести людей в отчаяние, и всегда радуются их гибели. Так дьявол поступил и с Иовом. Хотя и здесь позволил Бог, но позволил не потому, что был убежден дьяволом, а для того, чтобы еще более прославить раба Своего, отнять у дьявола всякий предлог к бесстыдству, и обратить на его же главу его поступки с праведником. Так и в настоящем случае случилось противное их желанию. И могущество Христа торжественно проповедано было, и злоба демонов, от которой освободил Он одержимых ими, яснее обнаружилась, и открылось то, что они без попущения Бога всяческих не могут прикасаться даже и к свиньям.» (Свт.Иоанн Златоуст, Толкование на Матф.8:28-34, Беседа 28).

«Люди, уподобляющиеся свиньям, легко уловляются действием бесов, и страждущие от них часто могут побеждать их, если только они люди. Но когда совершенно уподобятся свиньям, тогда не только бывают одержимы бесами, но и низвергаются в бездну. Сверх того, чтобы кто-нибудь происшествия этого не назвал басней, но чтобы совершенно поверил исшествию бесов, для этого оно доказывается погибелью свиней. Заметь кротость Иисуса Христа, соединенную с могуществом! Когда жители той страны, столь облагодетельствованные Им, принуждали Его удалиться, то Он без сопротивления удалился и оставил показавших себя недостойными Его учения, дав им наставниками освобожденных от демонов и — пасших свиней, чтобы узнали от них обо всем случившемся, а сам, удалившись, оставил их в великом страхе. » (Свт.Иоанн Златоуст, Толкование на Матф.8:28-34, Беседа 28).

«И ныне можно видеть такие происшествия, и множество бесноватых, живущих во гробах, которых ничто не удерживает от неистовства: ни железа, ни оковы, ни множество народа, ни увещание, ни убеждение, ни страх, ни угрозы и ничто другое подобное. Так, когда сладострастный пленяется всякою красотою телесною (разжигается телесною похотью), тогда он ничем не различается от беснующегося (становится одержимым блудным бесом). Будучи облечен одеждою, но не имея истинного одеяния (добродетели), лишенный приличной ему славы, он всюду бегает обнаженным, подобно бесноватому (одержимый блудным бесом), поражая себя не камнями, но беззакониями (блудодеяниями и всякого рода извращениями), которые гораздо тяжелее многих камней. Итак, кто сможет связать и укротить столь бесстыдного и неистового, никогда не бывающего в самом себе, но всегда ходящего при гробах. Подлинно таковы жилища блудников (и всякого рода извращенцев), исполненные великого зловония и гнилости.
А что сказать о сребролюбце? Не таков ли и он? Кто может когда-либо связать его? Каждодневные страхи, угрозы, увещания и советы? Но он все эти узы расторгает, и если кто придет освободить его от уз, заклинает не освобождать его, почитая величайшим для себя мучением не быть в мучении. Что может быть бедственнее этого?» (Свт.Иоанн Златоуст, Толкование на Матф.8:28-34, Беседа 28).

«Это видно из тех страданий, какие претерпевают сребролюбцы и беснующиеся. Сребролюбцы считают врагом своим человека, не причинившего им никакого вреда, желают сделать рабом свободного и ввергают его в бесчисленные бедствия; напротив, беснующиеся ничего другого не делают, как только в самих себе питают болезнь. Сребролюбцы ниспровергают множество домов, заставляют хулить имя Божье, являются заразой городов и всей вселенной; а мучимые бесами более достойны сожаления и слез. Бесноватые многое делают в бесчувствии; напротив сребролюбцы, имея ум, безумствуют, среди городов неистовствуют и беснуются некоторым новым бешенством. В самом деле, все беснующиеся делают ли что-либо подобное тому, на что дерзнул Иуда, совершивший неслыханное преступление? И все ему подражающие, подобно диким зверям, убежавшим из ограды, возмущают города, никем не будучи удерживаемы. Хотя сребролюбцы отовсюду обложены узами, как то: страхом судей, угрозой законов, презрением от людей и многим еще другим, — но они, разрывая их, все извращают. И если бы кто совершенно отнял от них те узы, тогда ясно увидел бы в них беса гораздо лютейшего и жесточайшего, нежели каков вышедший из упомянутого ныне бесноватого.» (Свт.Иоанн Златоуст, Толкование на Матф.8:28-34, Беседа 28).

«Сребролюбец нападает на всех, все поглощает подобно аду, всюду ходит, как общий враг рода человеческого. Ему хочется,.. чтобы ему одному обладать всем. Мало того, он и на этом не останавливается… желает истребить само существо земли, и увидеть на месте ее золото; и не землю только, но и горы, и леса, и источники, словом все видимое. А чтобы вам знать, что мы еще не вполне изобразили его неистовство, — представьте, что никто не будет обвинять и устрашать его, уничтожьте, по крайней мере на словах, страх со стороны законов, — и вы увидите, как он, схватив меч, истребляет всех, не щадя никого, ни друга, ни родственника, ни брата, ни самого родителя. Вернее же, не нужно делать никакого и предположения, а спросим его самого: не строит ли он всегда таковые мечты в своем воображении, и не нападает ли на всех, умерщвляя мысленно и друзей, и родственников, и самих родителей? Но даже нет нужды и спрашивать его; всем известно, что одержимые недугом корыстолюбия тяготятся старостью отца, а приятное и вожделенное для всех чадородие почитают тяжким и несносным. Многие из-за этого находят удовольствие в бесплодии, делают естество свое бесплодным, не только умерщвляя родившихся детей, но и не давая им зародиться. Итак, не удивляйтесь, если я так изобразил вам сребролюбца (он гораздо даже хуже, нежели мы его представили)» (Свт.Иоанн Златоуст, Толкование на Матф.8:28-34, Беседа 28).

Составил и адаптировал: о.Серафим Медведев.

Оставьте комментарий