Аноним: Как боротся с перфекционизмом (постоянное навязчивое желание, чтобы всегда все было правильно), очень истощает….
о.Серафим: Стремление к тому, чтобы правильно сделать какое-то дело — это нормально. Греховным является только то, когда человек зациклен на этой правильности (перфекционизм), и если получается не правильно, то он от этого входит в страстное состояние. Так как через достижение правильного результата в деле (как он это себе представляет), он садится на ощущение своей правильности и праведности. И таким образом в духе самоутверждается. И если это не получается, то нет удовлетворения этим страстям, и потому он от этого входит в страстные чувства, — гнева, раздражения, уныния, депрессии, отчаяния…
Для того, чтобы этого не было надо учиться правильно преодолевать искушение, когда что-то получается неправильно на ваш взгляд. Ибо вся проблема в неправильном преодолении этого искушения, — в страстном чувстве, которое образуется от этого.
Надо учиться чтобы подобного рода искушения встречать в чувстве смирения. Научиться со смирением смотреть на свои ошибки и неправильности. — Как только получилось подобного рода искушение, то тут же понуждать себя к возгреванию чувства смирения с тем что есть, благодаря Бога за скорбь, неся это как заслуженное за грехи.
И дальше, если нужно, то просто исправлять эти неправильности. Если это невозможно или в этом нет нужды, то смиряться с тем что есть.
В духовной жизни прежде чем прийти к каким-то результатам надо пройти путь, на котором падения и восстания. А желание в самом начале видеть в себе добродетели и навыки, свойственные уже прошедшим этот путь, — это гордость и самомнение. Бесы также внушают это желание новоначальному, чтобы он желая этого, но не находя в себе этих добродетелей, от этого приходил в уныние и отчаяние. И таким образом, в самом начале бросал этот путь, и погибал.
Вот поэтому в самом начале и надо научиться со смирением смотреть на свои ошибки и несовершенства, стараясь вставать, и снова понуждать себя на борьбу со своими страстями. Надо усвоить, что искоренение страстей и воспитание добродетелей — это процесс. И сразу, сходу, это не достигается.
Для приобретения этого надо пройти путь борьбы со своими страстями, на котором будут падения и восстания. Проходит этот путь тот, кто падая, всегда встает, и не отступает.