Аноним: Из истории мы знаем ,что когда перед сражением люди постились, каялись и обращались к Богу за помощью, то и побеждали. А сейчас люди выходят, борются ,считают себя при этом правильными и достойными, а Бог им не нужен ( бывает,что и Бог нужен, что бы помог получше устроится в жизни). Какая может быть победа, в чем? Сменить Петрова на Сидорова , а зачем?
о.Серафим: На современном этапе времени понятия о посте и покаянии чисто фарисейские. И потому они не помогут, а еще дальше отдалят от Бога. И Бог не услышит таковых, и не придет им на помощь.
Фарисеи постились и молились Богу, каялись в нарушении буквы закона перед Богом. И все это их не спасло. А наоборот, делая все это они стали врагами Христа и богоубийцами.
Проблема нашего времени в том, что повсюду господствует фарисейство. А отсюда механическо-магическое отношение к постам, покаянию, молитвам, Таинствам. И современные фарисеи чисто внешне подражая древним христианам, православным, от этого становятся не лучше, а хуже.
О покаянии и его подменах. Причины всеобщего отступления. — https://www.paraklit.org/4-poslednie/pokayanie_podmeni-antihrist-bez_kresta#ppk1
Аноним: Да это так и поэтому все происходящее в мире закономерно. Борьба за лучшие условия жизни в конечном итоге бессмысленна. Все зависит от нравственного состояния народа.
о.Серафим: Если кто борется только за материальное благополучие, то это бесполезно. А кто понимает, что внешнее общественное благоденствие зависит от народной нравственности, то он может бороться за исполнение заповеди Божией, удовлетворение совести. Таким путем, если он ведет в верных душевных чувствах эту борьбу или приобретает их в процессе борьбы, то это его путь к спасению. И своими поступками и действиями он сам исполняет заповедь Божию, и пытается пробудить нравственность в народе. Даже если ничего не получится чисто внешне, но главное то, что он придет к спасению. Или кто-то последовав следом за ним таким путем тоже придет к спасению. Тогда все это будет не зря.
Да и пророки всегда обличали общественное зло, призывая народ к нравственному изменению своими обличениями власть-имущих, и всенародной проповедью. Тоже самое будут делать пророки Енох и Илия, во время антихриста, призывая народ к раскаянию, хотя в основной массе никто не раскается.
Так Господь являет свою любовь к людям, через тех, кто жертвует собой, отстаивая общественную справедливость, идя по пути исполнения заповедей.
А также один из признаков истинной любви, о которых говорит ап.Павел, «Любовь… всего надеется, все переносит» (1Кор.13:4–8).
Любовь всего надеется.
«Всего надеется. Делая добро и встречая неуспех, не останавливается, но изобретает новые способы, и если эти не приводят к цели, берется еще за другие, и так далее, воодушевляясь надеждою, что Бог благословит наконец этот труд любви успехом. Блаж. Феодорит пишет: «если видит любимого склонным к худому, ожидает в нем перемены на лучшее». Сама же не сложа руки сидит, но употребляет со своей стороны все зависящие средства к его исправлению, и употребляя их, «не отчаивается, но уповает, что он наконец возвратится на лучшее» (блаж. Феофилакт)» (свт. Феофан Затворник, «Толкования посланий святого апостола Павла», 1Кор. 13: 4-7).
Любовь всегда надеется, не теряет никогда надежды, поэтому она всегда готова воодушевить ближнего и сказать: «Вставай, и иди дальше». А нам кажется, что уже все: подняться невозможно, я уже так Бога прогневил, что дальше уже некуда; да еще и бесы начинают накручивать, наводя дух уныния, депрессивные состояния. Но нет, ты не слушай их, а вставай и дальше продолжай. Любовь никогда не теряет надежды, она все время уповает, все время надеется, и чтобы с ближним не приключалось, надеется, что он все таки может измениться, – и так до конца жизни.
Любовь все переносит.
«Все переносит: все труды, необходимые в доброделании, поднимает охотно, мужественно преодолевает препятствия, благодушно переносит неприятности, и всё, что ни встретится на пути добра, терпит, имея одну цель – делать добро любимому, т. е. всякому человеку; терпит и самую безуспешность в добре. «Если случится, что любимый не поддается ее заботам и остается на своем недобром пути, благодушно терпит его падения» (блаж. Феофилакт). «И что бы ни было в любимом, или со стороны его, ничто не может отторгнуть любящего от любви к нему» (блаж. Феодорит).
Св. Златоуст все эти три: «уповает, верит, терпит», соединяет в одну речь и говорит: «не отчаиваясь, ожидает от любимого человека всего доброго и, хотя бы он был худ, не перестает исправлять его, пещись и заботиться о нем, и не просто надеется, но с уверенностью, потому что сильно любит; и хотя бы сверх ожидания не происходило добра, и даже любимый становился бы еще хуже, она переносит и это»» (свт. Феофан Затворник, «Толкования посланий святого апостола Павла», 1Кор. 13: 8).