«И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:15-17).
«Посреди же рая Бог насадил древо жизни и древо познания. Древо познания должно было служить некоторым испытанием и искушением для человека и упражнением его послушания и непослушания. Поэтому оно и было названо древом познания добра и зла (Быт. 2, 9, 17)… В самом деле, сотворивший нас Бог не хотел, чтобы мы заботились и суетились о многом (Лк. 10, 41)…А древо познания добра и зла есть распознание многообразного зрелища, т.е. познание собственной природы. Это познание, из себя самого раскрывая величие Творца, прекрасно для совершенных и утвердившихся в божественном созерцании и не боящихся падения, ибо они вследствие продолжительного упражнения приобрели некоторый навык в таком созерцании. Но не хорошо оно для тех, которые еще неопытны и подвержены сладострастным влечениям. Так как они не укрепились в добре» (св.Иоанн Дамаскин, «Точное изложение православной веры», книга 2, гл.11).
Древо «познания добра и зла» и символизировало преждевременное стремление к обладанию истинным знанием и познанию сущности всего, – через посредство познания собственной природы, – без воспитания смирения и послушания воле Бога. Познание природы человеческого естества выше знания всей вселенной. Так как вселенная, – это только лишь материя, в которой задействуются все те же самые законы, что и в материальной природе естества человеческого. А человек – это материя и дух (душа разумная). А дух, по своей природе, выше материи. И в природе духа действуют не законы материи, а законы духа.
Адам же должен был, по повелению Божию, научиться «возделывать»и «хранить», то есть, возделывать смирение и послушание воле Бога, и, возделывая, научиться все это хранить. Адам же, вместо воспитания смирения перед Богом и послушания воле Бога, сразу устремился к познанию сущности всего, через посредство познания своей природы. То есть, не смирился перед Богом, и не послушал Бога, а сотворил по своему, по своей самости. Вот так и явился первородный грех, дух самости, ищущий себе удовлетворения: через самомнение, высокоумие, праздную пытливость ума, дух самоуверенности и самонадеянности, через тщеславие и гордыню.