Без искоренения самомнения, мнительности и духа самоуверенности в личной жизни, в ежедневных искушениях, духовное преуспеяние невозможно.
Мне постоянно приходилось и приходится наблюдать как люди, подвизающиеся и борющиеся со своими страстями на протяжении многих лет, но не искоренившие в себе самомнения, мнительности и духа самоуверенности ни капли не преуспевают в духовной жизни. Они могут по десять и более лет подвизаться, бороться с различными своими страстями, приступать к Таинствам, но духовного преуспеяния у них нет. И рано или поздно самомнение все равно улавливает их и заводит в духовную прелесть.
Имея перед своими глазами такую картину на протяжении более 20-ти лет могу засвидетельствовать, повторяя вслед за свт.Игнатием Брянчанинововым: «Надо извергнуть из себя самомнение, в каком бы виде оно не присутствовало в нас. При самомнении покаяние невозможно» (свт. Игнатий Брянчанинов, т. 4, гл.52).
Почему масса народа улавливается на всеразличную пропаганду и дезинформацию? Потому что заражены самомнением. Именно по причине одержимости самомнением, мнительностью и духом самоуверенности бесы могут внушать человеку, массе народа то, чего на самом деле в реальности нет. Именно по этой причине люди легко уловляются на всеразличную дезинформацию целью которой является — разжигание в людях погибельных страстей. Именно по этой причине — антихрист обольстит всех людей.
Необходимо обратить внимание на борьбу со своим самомнением, мнительностью и духом самоуверенности в своей личной жизни, в ежедневных искушениях. Без искоренния самомнения — покаяние и усвоение Богу невозможно.
«Чтобы покаяние было действительным, доставило нам спасение и вечное блаженство, надо стяжать в самих себе, в душах наших покаяние; надо, чтобы сам дух наш сокрушился и смирился от Боголюбезной печали, рождающейся от сознания и ощущения своей греховности; надо извергнуть из себя самомнение, в каком бы виде оно не присутствовало в нас. При самомнении покаяние невозможно.
Одна неправильная мысль о себе может ввести в душу, питать, поддерживать и укреплять в ней самомнение, соделывать её неспособной к покаянию. Самомнение есть гордость, столь мерзостная пред Богом! Самомнение есть та глупая, слепая и пагубная страсть, которая светлого Ангела соделала мрачным демоном! Самомнение есть тот смертоносный яд, который излит древним змеем в человеческое естество. Самомнение есть недуг духа нашего, непримечаемый невнимающими своему спасению, но недуг столько сильный и важный, что он поставляет человека, по душе его, в число духов отверженных, враждебных Богу. Зараженный самомнением не способен усвоиться Богу. Для такого усвоения нужно полное отвержение самомнения» (свт. Игнатий Брянчанинов, т. 4, гл.52).
«При самомнении покаяние невозможно… Зараженный самомнением не способен усвоиться Богу» (свт. Игнатий Брянчанинов, т. 4, гл.52).
«Глубина смирения есть вместе и высота преуспеяния. Нисходя в бездну смирения, восходим на небо. Покушающийся взойти на небо без посредства смирения низвергается в бездну самомнения и погибели» (свт. Игнатий Брянчанинов, Отечник, «Антоний Великий», п.199).
***
«Неложное Слово Божие, более твердое нежели небо и земля, возвещает нам умножение в последние времена сетей диавольских и умножения числа погибающих в этих сетях… Справедлива была печаль блаженного Антония. Тем справедливее печаль христианина нынешних времен, при зрении сетей диавольских; основателен плачевный вопрос: “Господи! кто же из человеков может миновать эти сети и получить спасение”? На вопрос преподобного пустынножителя последовал от Господа ответ: “Смиренномудрие минует эти сети, и они не могут даже прикоснуться к нему”» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.41, «Сети миродержца»).
«Не столько грешнику, сколько добродетельному нужно заботиться о смирении. Почему так? Потому что грешник понуждается к смирению совестью, а добродетельный, если не очень бодрствует над собою, как будто подхваченный ветром, превозносится и тотчас омрачается подобно известному фарисею» (свт.Иоанн Златоуст, “Толкование на Евангелие от Иоанна”, Беседа 33).
«Если мы стараемся о смиренномудрии, то не имеем нужды в научении, ибо всякое бедствие приключается по нашему высокоумию. Ибо если апостолу дан был «ангел сатаны», чтобы он «не превозносился», но терпел «напасти» (2Кор.12:7), то тем более нам, превозносящимся, дается сей сатана на злострадание, пока мы не смиримся» (Древний Патерик, гл.15, «О смиренномудрии», п.110).
«Нет ближайшего пути ко Христу, то есть к бесстрастию и премудрости Духа, как путь царский, уклоняющийся во всём от преувеличений и недостатков. Никакая иная добродетель не может так постигнуть волю Божию, как смиренномудрие» (преп.свящмуч. Петр Дамаскин, кн.1 гл. «Краткое учение о приобретении добродетелей»).
«Сердце наше да будет воссоздано смирением в духовный жертвенник Богу (преп.Пимен Великий говорил: «На одном только месте дозволено было израильтянам приносить жертвы и отправлять общественное богослужение. В духовном смысле это место – смирение». Алфавитный Патерик), и жрец Бога Вышнего – ум наш – да возносит Ему духовные жертвы, да возносит жертву умиления, жертву покаяния, жертву исповедания, жертву молитвы, жертву милости, преисполняя всякую жертву смиренномудрием: ибо «сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс.50:19)» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, гл.27).
«Не тот показывает смиренномудрие, кто укоряет сам себя (ибо кто не стерпит поношения от себя самого?); но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви» (преп.Иоанн Лествичник, Слово 22, гл.17).