По церковному преданию считается, что начиная от полуночи, под 19-е января, как говорит свт.Иоанн Златоуст, Господь освящает воду по всему миру. И можно набирать ее 19 января, начиная с полуночи, где угодно, — из колодца, скважины, и т.п., где вы считаете, что она более чистая. Это и будет вам крещенская вода на весь год.
«Почему же Богоявлением называется не тот день, в который Христос родился, а тот, в который Он крестился? Настоящий день есть тот самый, в который Он крестился и освятил естество вод. Посему в этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится от продолжительности времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года остается неповрежденною и свежею, и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников. Почему же этот день называется Богоявлением? Потому, что Христос сделался известным для всех не тогда, когда Он родился, но когда Он крестился; до этого дня Он не был известен народу» (свт.Иоанн Златоуст, т.2, Беседа 37).
На славянском: «Известно же буди всем о святой воде, яко нецыи суть отлучающе себе от святой воды (крещенской), вкушения ради, не добре творят, ибо ради благодати Божией дана бысть (крещенская вода) на освящение миру и всей твари. Тем же во всяких местах и скаредных, и всюду кропится, яже и под ногами нашими суть… И где есть сих разум, еже не пити сея? Но да увеси, яко не вкушения ради ястия нечистота в нас есть, но от скверных дел наших, очищени же от сих, пием без сомнения сию святую воду» (Типикон, сиесть Устав, 6 января).
Перевод: «Да будет всем известно о святой воде, что некоторые отлучая себя от святой воды (крещенской), из-за того что уже поели, не хорошо поступают; ибо ради благодати Божией дана была крещенская вода на освящение миру и всей твари. Поэтому во всяких местах грязных и нечистых, и всюду кропится, а так же и все, что под ногами нашими… И где их разум, что они не пьют воду? Но да знают, что не по причине вкушения пищи в нас есть нечистота, но от скверных дел наших; очистившись же от них, пьем без сомнения эту святую воду» (Типикон, то есть Устав, 6/19 января).