Поздравляем всех, с праздником Рождества Христова!
Христос родился в убогой и простой обстановке. И место, куда Он был положен, после Своего рождения, – это нищие и убогие ясли для скота.
Вся эта обстановка была выбрана Богом для рождества Христова неспроста. Ибо сама эта внешне-убогая обстановка таинственно прообразовывала собою состояние души человеческой, в которой рождается Господь, по благодати.
Что же это за состояние души, которое необходимо для того, чтобы Господь Своей Божественной благодатью был положен в душу человеческую, как в ясли при Своем рождестве? –
Это духовная нищета, дух сокрушения и смирения перед Богом, дух кротости, незлобия и душевной простоты, дух сострадательной любви и милосердия, дух любви к правде и истине, дух доброжелательности и любви.
Вот в таких душах, в такое душевное состояние и настрой духа, родившийся Христос полагается и вселяется Своей Божественной благодатью, как в яслях.
Поэтому, приведите себя в такое душевное состояние и настрой, чтобы ваши души соделались способными к встрече родившегося Богомладенца Христа, чтобы Он Своей Божественной благодатью вселился в ваши души и возлег на ваших чувствах как и в день Своего рождества, в убогих нищих яслях.
Ну а если вы не имеете такого настроя духа, то не унывайте. А смиритесь в чувстве своего недостоинства перед Богом, сокрушитесь в ваших грехах, и положите в своем намерении начало вашему покаянию, решимость на воспитание и приобретение этих добродетельных чувств, в настрое вашей души, в дальнейшей жизни.
Итак, вот душевное состояние и настрой духа, приносящие непоколебимый внутренний душевный мир и покой!, – это чувство сокрушения и смирения перед Богом, чувство милосердия и сострадательной любви, чувство кротости и душевной простоты, чувство любви к правде и истине, удовлетворенная совесть, чувство доброжелательности и любви.
Желаю вам всем, в своем свободном произволении, устремиться к приобретению этих добродетельных душевных чувств, в своей повседневной жизни. Чтобы Господь, Своей Божественной благодатью, вселялся в ваши души и, соединяясь с вашими чувствами, очищал их от примеси первородного греха, от духа самости и гордыни. Тогда и жить вам будет легче; и жизнь будет становиться проще и светлее.
Тропарь:
Рождество Твоё, Христе Боже наш, / воссияло миру светом богопознания; / ибо чрез него, служившие звёздам, / научены были звездою, /поклоняться Тебе, Солнцу правды, / и знать Тебя, Восходящее Солнце свыше. / Господи, слава Тебе.
Кондак:
Дева ныне рождает Того, / Кто превыше всего созданного, / и земля приносит пещеру Неприступному; / Ангелы с пастухами прославляют, / мудрецы со звездою путешествуют; / ибо ради нас родился младенец, Предвечный Бог.
Величание:
Прославляем Тебя, / Податель жизни, Христос, / ради нас ныне по плоти родившегося, / от не познавшей мужа / и Пречистой Девы Марии.
Слава тебе Боже наш, слава Тебе!
С любовью во Христе, о.Серафим.
———————-
Евангелие:
Во дни царя Ирода, Когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, [как] наконец пришла и остановилась над [местом], где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. (Матф.2:1-12)
Краткие толкования:
«(Гал. 4, 4-7; Мф. 2, 1-12). Слава Тебе, Господи! И еще дождались мы светлых дней Рождества Христова: повеселимся же теперь и порадуемся. Св. Церковь нарочно для того, чтоб возвысить наше веселие в эти дни, учредила пред ними пост —некоторое стеснение, чтобы вступая в них мы чувствовали себя как бы исходящими на свободу. При всем том она никак не хочет, чтобы мы предавались услаждению только чувств и одним удовольствиям плотским. Но исстари, наименовав эти дни святками, требует, чтобы самое веселие наше в течение их было свято, как они святы. А чтобы не забылся кто веселясь, она вложила в уста нам краткую песнь во славу рождшегося Христа, которою остепеняет плоть и возвышает дух, указывая ему достойные дней этих занятия: “Христос рождается —славите” и проч. Славьте же Христа, и славьте так, чтоб этим славословием усладились душа и сердце, и тем заглушился позыв ко всякому другому делу и занятию, обещающему какую-либо утеху. Славьте Христа: это не то, что составляйте длинные хвалебные песни Христу, нет; но если, помышляя или слушая о рождестве Христа Спасителя, вы невольно из глубины души воскликнете: слава Тебе, Господи, что родился Христос! — этого и довольно; это будет тихая песнь сердца, которая пройдет, однако же, небеса и внидет к Самому Богу. Воспроизведите немного пояснее то, что совершено для нас Господом — и вы увидите, как естественно ныне нам такое воззвание. Чтоб это было для нас легче, приравняем к этому следующие случаи. Заключенному в темнице и закованному в узы царь обещал свободу… Ждет заключенный день-другой, ждет месяцы и годы… не видит исполнения, но не теряет надежды, веря цареву слову. Наконец, показались признаки, что скоро-скоро; внимание его напрягается; он слышит шум приближающихся с веселым говором: вот спадают запоры и входит избавитель… Слава Тебе, Господи! восклицает невольно узник. Пришел конец моему заключению, скоро увижу свет Божий!
Другой случай: больной, покрытый ранами и расслабленный всеми членами, переиспытал все лекарства и много переменил врачей; терпение его истощилось, и он готов был предаться отчаянному гореванию. Ему говорят: есть еще искуснейший врач, всех вылечивает и именно от таких болезней, как твоя; мы просили его — обещал прийти. Больной верит, возникает к надежде и ждет обещанного… Проходит час, другой, более — беспокойство снова начинает точить душу его… Уже под вечер кто-то подъехал… идет… отворилась дверь, и входит желанный… Слава Тебе, Господи! вскрикивает больной.
Вот и еще случай: нависла грозная туча; мрак покрыл лицо земли; гром потрясает основания гор и молнии прорезывают небо из края в край: от этого все в страхе, словно настал конец мира. Когда же потом гроза проходит и небо проясняется; всякий, свободно вздыхая, говорит: Слава Тебе, Господи!
Приблизьте эти случаи к себе и увидите, что в них вся наша история. Грозная туча гнева Божия была над нами, — пришел Господь-примиритель и разогнал эту тучу. Мы были покрыты ранами грехов и страстей — пришел Врач душ и исцелил нас… Были мы в узах рабства — пришел Освободитель и разрешил узы наши… Приблизьте все это к сердцу своему и восприимите чувствами своими, и вы не удержитесь, чтоб не воскликнуть: слава Тебе, Господи, что родился Христос! Не усиливаюсь словами моими привить к вам такую радость: это недоступно ни для какого слова. Дело, совершенное родившимся Господом, касается каждого из нас. Вступающие в общение с Ним приемлют от Него свободу, врачевство, мир, обладают всем этим и вкушают сладость того. Тем, которые испытывают это в себе, незачем говорить: “радуйтесь”, потому что они не могут не радоваться, а тем, которые не испытывают, что и говорить: “радуйтесь”; они не могут радоваться. Связанный по рукам и по ногам, сколько ни говори ему: “радуйся избавлению” — не возрадуется; покрытому ранами грехов откуда придет радость уврачевания? Как вздохнет свободно устрашаемый грозою гнева Божия? Таким можно только сказать: “пойдите вы к Младенцу повитому, лежащему в яслях, и ищите у Него избавления от всех обдержащих вас зол, ибо этот Младенец — Христос Спас мира”
Желалось бы всех видеть радующимися именно этою радостию и нехотящими знать других радостей, но не все сущие от Израиля — Израиль. Начнутся теперь увеселения пустые, буйные, разжигающие похоти: глазерство, кружение, оборотничество. Любящим все это сколько ни говори:“ укротитесь”, они затыкают уши свои и не внемлют — и всегда доведут светлые дни праздника до того, что заставят милостивого Господа отвратить очи Свои от нас и сказать: “мерзость Мне все эти празднества ваши!” И действительно, многие из наших увеселений общественных воистину мерзость языческая, т.е. одни прямо перенесены к нам из языческого мира, а другие, хотя и позже явились, но пропитаны духом язычества. И как будто нарочно они изобретаются в большом количестве в дни Рождества и Пасхи. Увлекаясь ими, мы даем князю мира — мучителю своему, противнику Божию, повод говорить к Богу: “что сделал Ты мне рождеством Своим и воскресением? Все ко мне идут!” Но да проносятся чаще в глубине сердца нашего слова 50-го псалма: “Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем”…
Нас увлекает просвещенная Европа… Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят и к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся как помешанные, сами себя не помня. Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтоб привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему. Это не пустые слова, но дело, утверждаемое голосом Церкви. Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает; и ведая это, веселитесь и радуйтесь в эти дни со страхом. Освятите светлый праздник святыми днями, занятиями и увеселениями, чтобы все, смотря на нас, сказали: у них святки, а не буйные какие-нибудь игрища нечестивцев и развратников, не знающих Бога.» (свт.Феофан Затворник, «Мысли на каждый день года», Рождество Христово).
Сказания и Слово на Рождество Христово
—————-
Песнопение Рождество Христово
Обстоятельства рождества Христова. О богатстве и добродетели
Обстоятельства рождества Христова. Кому открывается истина и Бог? Почему Бог воплотился, Христос родился в убогой обстановке? Все земные богатства, ресурсы, внешнее положение в обществе и знаменитость, — перед Богом есть ничто, и не имеет никакой цены; и всякий оставит их и не заберет с собой за гроб. Перед Богом имеет цену только истинная добродетель. О показушном добре, оскверненном тщеславием, самоценом, вменением себе. Всякое добро судится по цели и намерению, с которым оно делается. О заповедях Бога, и кто имеет значение перед Богом. Зачем празднуются праздники христианские? Понятие о добродетели внешнее и внутреннее в чувствах. О фарисейском добре. / 7.01.2023г.
Богослужение на Рождество Христово
Краткое наставление о молитве. Начало обычное. Псалом 142. Ектения Великая. Тропарь, Кондак и Прославление Рождества Христова. Канон праздника Рождества Христова. Ектения Малая. Апостол Гал.4:4-7, и Евангелие Матф.2:1-23. Ектении Сугубая и Просительная. Отпуст. / 7.01.2023.
О волхвах, пришедших поклониться Христу, и неверии
О волхвах, пришедших поклониться Христу, и их мудрости. Об ожесточенном неверии и знании. / 7.01.2023г.
О праздновании Нового года и Рождества Христова
Отношение к празднованию Нового года. О замене Рождества Христова праздником Нового года, и борьбе с христианством. / 31.12.2021г.
О волхвах и появлении звезды, на Рождество Христово
Кем были волхвы, пришедшие поклониться родившемуся Христу? О появлении звезды, которая привела волхвов к Христу. / 7.01.2023г.
Аудио-проповедь 7.01.2022
О мире, который Христос принес на землю. Почему нет внешнего мира на земле. Как одержимые и бесноватые оказываются у власти. Как воспринять мир Христов. Когда жизнь общества может измениться к лучшему. Страсть сребролюбия и путь самоуничтожения. О созидании мира внутри себя, в отношениях с ближними, в семье.
Праздник Рождества Христова. «Слава в вышних Богу, и на земле мир».
Аудио-проповедь 7.01.2020
О проклятии и искуплении человечества. Как лично усвоить себе общее искупление. Почему нужно понуждение себя? Христос оставил только заповеди. Борьба со страстями и заповеди Божии. Мы будем судимы по заповедям. (21:51) Свобода от злопамятства и незлобие. Смирение перед Богом и любовь к правде. О ложном смирении и любви на пути лжи.
Праздник Рождества Христова. Евангелие Матф. гл.2, ст.1-12.
Аудио-проповедь 7.01.2019. На Рождество Христово
Бог воплотился, родился; о Его вездесущии и неизбежности суда. Ясли богомладенца Христа — прообраз души. В какую душу вселяется Бог по благодати.
Праздник Рождества Христова.
————
О праздновании Рождества 25 декабря или 7 января
О праздновании Рождества 25 декабря или 7 января. Когда это вопрос обрядовый, а когда вероисповедный. / 25.12.2020г.
Празднование Рождества Христова, по новому или старому стилю?
Рождество Христово по юлианскому календарю празднуется 25 декабря, по старому стилю; а по григорианскому календарю тоже 25 декабря, но только по новому стилю.
25 декабря по старому стилю, — соответствует 7 января по новому стилю.
А 25 декабря по новому стилю, — соответствует 12 декабря по старому стилю.
Впервые григорианский календарь был введён папой римским Григорием XIII в католических странах в 1582 году взамен прежнего юлианского. Примерно с того времени католическая церковь стала праздновать Рождество 25 декабря, по новому стилю.
А православные восточные церкви продолжили праздновать его по старому стилю 25 декабря, что стало соответствовать 7 января по новому стилю.
В 20-м столетии православные церкви, Константинопольского, Александрийского, Антиохийского, Болгарского и др. патриархий перешли на новый стиль. Только Пасху продолжили праздновать по старому стилю.
Православные церкви Русская, Грузинская, Иерусалимская, Сербская и различные ипц-шные старостильники по всему миру, остались на старом стиле, юлианском календаре. И потому они празднуют Рождество Христово 25 декабря, по старому стилю, / 7 января, по новому стилю.
Пасху по новому стилю празднует Финляндская православная церковь.
Московская Патриархия, за границей, в основном служит по новому стилю. А в странах СНГ — по старому стилю.
Мы празднуем Рождество Христово 25 декабря, по старому стилю, / 7 января, по новому стилю. Но если кто-то вас поздравляет с Рождеством 25 декабря, по новому стилю, то вы их тоже поздравляйте. Ведь это все равно Рождество Христа, а разница в числах для нас несущественный вопрос, в данном случае.
Аудио-ответ 29.01.2018
О восстановлении иерусалимского храма и пришествии антихриста. (3:37) О праздновании Рождества Христова по ново-старому стилю, и о главном в христианстве. Экуменизм и совместная молитва. / 29.01.2018г.