«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матф.16:24).
«Отвергнись себя» – Надо отвергаться страсти, когда она пытается овладеть нами, не идти у нее на поводу. И когда человек отвергается страсти, не идет у нее на поводу, то от этого разрывается привязанность к страсти. Отчего и возникает скорбь.
«Возьми крест свой» – Вот эта скорбь, возникающая по причине разрывания привязанности к страсти, и есть тот крест, который Христос призывает взять, а не бежать от этой скорби. Ибо бегство от неё — это возвращение обратно к страсти, сохранение привязанности к ней.
«Следуй за Мною» – И, взявши эту скорбь (крест), начать проходить через нее, смиряя свой дух со скорбью, благодаря Бога за нее, неся ее как заслуженную за грехи, возгревая добродетельные душевные чувства, с обращением к Богу за помощью. — Надо примириться по настрою духа со скорбью, так как через нее разрывается сочувствие, привязанность к страсти, к самостно-гордостному духу, — душа получает свободу от страсти. Надо нести эту скорбь в добродетельных чувствах смирения и благодарения Бога за скорбь, в чувстве радости о скорби, в чувствах сострадательной любви, великодушия и доброжелательности по отношению к людям; — понуждение себя к возгреванию этих добродетельных чувств, во время несения этой скорби, и является следованием за Христом.
И если «Кто, – говорит Христос, – не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Матф.10:38). То есть, если кто со смиренным чувством не проходит скорбь, — возникающую от действия неудовлетворяемой страсти, по причине разрывания привязанности к ней, — «тот» не соединится со Христом, «не достоин» стать членом Церкви, которая есть мистическое Тело Христово.
И если так, в чувствах смирения и любви, проходить через эту скорбь, то привязанность к страстному чувству будет разрываться, и мало-помалу будет наступать свобода от страсти, по дару Благодати. А когда наступает свобода от страсти, тогда она нас не мучает и скорби от нее нет. Вот такую свободу, а отсюда – душевный мир и покой, и принес Христос по дару Благодати, которая снисходит в душу сокрушенную и смиренную: «Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святой имя Его: Я живу… с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис.57:15).
о. Серафим.
Тропарь, гл.1:
Спаси, Господи, людей Твоих / и благослови достояние Твоё, / победы истинным христианам / на сопротивные даруя / и Твое сохраняя / Крестом Твоим жительство.
Кондак, гл.4:
Вознесшийся на Крест по Своей воле, / носящему имя Твое новому жительству / щедроты Твои даруй, Христе Боже; / возвесели силою Твоею истинных христиан, / победы им даруя над врагами, / в пособие имеющим Твоё оружие мира, / непобедимую победу.
Прославление:
Прославляем Тебя, / Податель жизни Христос, / и почитаем Крест Твой Святый, / им же нас спас Ты / от рабства врагу.
Кресту Твоему покланяемся Владыка, и святое воскресение Твое славим.
Слава, Господи, Кресту Твоему честному.
Богослужение на Воздвижение Креста Господня — 2024.
О молитве и борьбе со страстями. О смирении в скорбях.
18:02 Начало обычное. Ектения Великая. Приидите, поклонимся. Псалмы свт.Игнатия Брянчанинова о кресте и терпении скорбей. Ектения Малая. Апостол 1Кор.1:18-24, и Евангелие Иоан.19:6-11, 13-20, 25-28, 30-35 (в день Воздвижения Креста Господня ). Тропарь, Кондак и Прославление Воздвижению Креста Господня. Ектении Сугубая и Просительная. Отпуст. / 27.09.2024.
Проповедь 27.09.2024
Толкование свт.Феофана Затворника на Апостол. Проповедь слова о кресте для иудеев соблазн, а для эллинов, язычников безумие. Господь Иисус Христос показал путь смирения перед Богом, принявши позорную крестную смерть. Мы спасаемся идя путем креста, — проходя через скорби в процессе борьбе со страстями, и воспитывая чувство смирения перед Богом. О шествии путем креста следом за Христом. О погибающих и спасающихся.
Праздник Воздвижение Креста Господня. Апостол 1Кор.1:18-24, Слово о кресте.
Псалмы — Воздвижение Креста Господня
О почитании креста, о скорби. Христианство и крест
К празднику Воздвижение Креста Господня. О кресте Христовом и почитании креста. Об отвержении себя, взятии скорби-креста и следовании за Христом. Христианство и крест. О борьбе со страстями, познании своей немощи и разрывании привязанности к страсти. Об иллюзии умерщвления для греха. О ложном аскетизме и мученичестве, садомазохизме. О посте и скорби, соединяющих с демонами. Обольщение антихристом и ложное смирение. О христианстве без креста и с крестом. / 27.09.2019г.
Почему мы христиане поклоняемся кресту
Почему мы христиане поклоняемся кресту, позорному орудию казни и смерти? Все что в этом мире почитается за высокое, крутое, — перед Богом есть ничто. Перед Богом имеет цену только истинная добродетель. Первое пришествие Христа униженное; второе — во славе. / 9.03.2024.
Какую форму креста почитают христиане?
Христос на Голгофу нес четвероконечный крест, и мы его почитаем. Христос не отрекся от четвероконечного креста, а взял его и понес на Голгофу. И мы не отрекаемся от него, а почитаем его как крест, который Христос взял и понес.
На Голгофе ко кресту прибили нижнюю перекладину, и получился шестиконечный крест. И на этом кресте распяли Христа, и мы его почитаем. Христос не отказался от распятия на шестиконечном кресте, и мы не отрекаемся от него, а почитаем его как крест, на котором поначалу был распят Христос.
И когда распяли Христа, то после этого сверху ко кресту прибили надпись, и получился восьмиконечный крест, и мы его тоже почитаем, как крест на котором висел распятый Христос и принял телесную смерть.
Все эти формы креста христиане всегда почитали. А все остальное, — выдумки невежественных людей, обрядоверов и фарисеев.
О скорби и несении креста
О скорби и прохождении через нее. О несении креста и разрывании привязанности к страсти. Не надо бояться скорби. / 31.07.2020г.
О несении скорби-креста
О несении скорби-креста при разрывании привязанности к страсти. Борьба со страстями может быть правильной или неправильной. Одна из причин, по которой Бог не помогает избавиться от страсти. / 15.05.2020г.
Песнопения — Воздвижение Креста Господня
Тексты песнопений – Воздвижение Креста Господня
1. У Святого Креста.
2. Тем, кто решился нести крест.
3. Судьба.
4. Псалом 2. Искушения и скорби ниспосылаются для нашей же пользы.
4. Псалом 3. Крест свой и крест Христов.
5. Псалом 4 Знай: за Христа сыплются на нас скорби.
5. Псалом 7 Смерть за Христа, да будет желанна для тебя.
6. Псалом 9. Терпеливое несение креста своего – есть истинное покаяние.
Последование богослужения. Воздвижение Креста Господня
О христианстве без креста
О.Серафим: Проповедь христианства без креста уже давно идет повсеместно. Ибо под крестом подразумевается правильно-проходимая борьба со страстям. Крест – это и есть скорбь, которая образуется по мере разрывания сочувствия (привязанности) к своим страстям, к духу самости и гордыни, первородному греху. И если христиане, православные или истинно-православные, исповедуя свое христианство, православие и т.п., не разрывают сочувствия (привязанности) к своим страстям, к духу самости и гордыни (первородному греху), в своей повседневной личной жизни, то они исповедуют христианство без креста, находятся в духе антихристовом.
Не всякая скорбь является крестом христианским, а только та, которая преодолевается в правом, верном настрое духа. И не всякая борьба со страстями, приносящая скорбь, является спасительной, а только та, которая правильно проходится и приводит к верным результатам, – к истинным добродетелям, которые и являются истинными плодами духа. Ибо есть борьба со страстями, но не правильная, — приводящая к неверным результатам, к ложным плодам духа. – Об этом как раз и говорит ап.Павел: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2Тим.2:5).
Проповедь христианства, православия без креста ведется уже давно. Так как именно по этой причине произошла революция в России, и именно по этой причине приближается пришествие антихриста. И те кто внутри, в настрое своего духа, не имеют истинного христианского креста, в правильно-проходимой борьбе со своими страстями, являются по духу последователями христианства без креста. И по настрою своего духа они готовы принять антихриста.
Только борьба со страстями, проходимая на основании духа сокрушенного и смиренного перед Богом, приводящая к истинным добродетелям, добродетельным чувствам, является законной и правильной.
Борьба со страстями, проходимая на основании духа самости и гордыни, будет приводить только к духовной прелести и самообольщению, к духу антихристову.
Смирение должно воспитываться и совершаться только перед Богом, в согласии с заповедями Божиими. «Смиренномудрие есть безымянная благодать души, имя которой тем только известно, которые познали ее собственным опытом; оно есть несказанное богатство; Божие именование; ибо Господь говорит: научитесь не от Ангела, не от человека, не от книги, но от Меня, т.е. от Моего в вас вселения и осияния и действия (Матф.11:29)» (преп.Иоанн Лествичник, Слово 25, гл.4). То есть, что такое истинное смирение знает только тот, кто имеет его в настрое своего духа, в чувстве и ощущении, по дару Божественной благодати, — кто приобретает его через посредство правильно-проходимой борьбы со своими страстями.
Смирению перед Богом человек научается только опытным путем, в процессе борьбы со своими страстями, через разрывание привязанности к своим страстям, и воспитание вместо них добродетельных чувств, истинных добродетелей. В зависимости от этого находится чистота чувств, чистота душевного ока. А отсюда уже — видение воли Божией и постижение ее.
В наше лукавое время, ложное смирение (человекоугодие, самоугодие) выдают за истинное смирение. То есть произошла подмена понятий, — слова остались те же, но понятия и внутренние ощущения за ними уже не те, что были у Пророков, Апостолов и Святых Отцов. И это ложное смирение – воспринимают за истинное смирение. Так люди, ссылаясь на Св.Писание и Св.Отцов, следуя по пути ложного смирения и равнодушия к правде Божией и истинной добродетели, заходят в состояние бесовской прелести и самообольщения, думая при этом, что они идут по пути смирения и спасения.
Так воспитывается дух антихристов в душах и сердцах человеческих, христианство подменяется фарисейством; наступает духовная слепота, и люди становятся способными к принятию антихриста.
Аудио-проповедь 22.03.2020
О кресте каждого христианина. О скорби-кресте в борьбе со страстями, и как правильно преодолевать ее. О христианстве без креста. О кресте во искушениях и бесовских страхованиях. В чем смысл почитания креста.
3-е воскресенье Великого поста, Крестопоклонное. Евангелие от Мр.8:34 — 9:1, «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».
О кресте и делании христианском
О кресте самовольном и кресте Христовом. О делании христианском заповедях Божьих. / 9.10.2020г.
Памятка, для подвизающегося, в борьбе со своими страстями
Откуда скорбь; путь ухода от скорби
Нежелание понести скорбь в борьбе со страстью, – причина того, почему не получается избавиться от страсти и скорби от нее. О скорбях от жизни по страстям, и о скорбях в борьбе со страстями. Откуда скорбь; путь ухода от скорби. / 29.09.2018г.
Скорби последних времен
Диавол искушает последних христиан — разными помыслами и болезнями.
«Древних христиан враг искушал разными мучениями, а христиан настоящего времени враг искушает разными помыслами и разными недугами телесными.
И блаж. Диадох советует нам в это время помнить псаломское слово: «Терпеливо уповал я на Господа, и Он внял мне и услышал молитву мою»; и апостольское слово: «Кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему». Есть и поговорка, которою обыкновенно утешают себя скорбящие в затруднительном положении: терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю и я» (преп.Амвросий Оптинский, «Письма к мон.», п.211).
«На земле предписано нам иметь скорбные испытания, как сказано самим Господом: «в мире будете иметь скорбь». Слова эти ясно показывают, что хотя все места целого мира исходи, а бесскорбного положения нигде не найдешь; везде потребно будет и смирение и терпение и неосуждение других» (преп.Амвросий Оптинский, «Письма к мирянам», п.26).
Бог определил нам: чтобы мы были искушаемы болезнями и демонскими помыслами.
«Как не разогретый и неумягчённый воск не может хорошо отпечатлеть налагаемую на него печать, так и человек, если не будет искушён трудами и немощами, не может вместить печати добродетели Божией. Посему Господь говорит божественному Павлу: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор.12:9). Сам же Апостол так хвалится говоря: «Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (там же). Также и в Притчах написано: «Кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Притч.3:12). Апостол немощами называет восстания врагов Креста, которые часто тогда случались и с ним и со всеми святыми, чтобы не превозносились, как говорит он, преизбытком откровений (2Кор.12:7) ; но более пребывали, через смирение, в образе совершенства, преподобно сохраняя божественный дар через частые уничижения.
Мы же немощами называем лукавые помыслы и телесные недуги. Ибо тогда телеса святых, подвизавшихся против греха, будучи предаваемы смертоносным уязвлениям и разным другим прискорбностям, были намного выше страстей, которые через грех вошли в естество человеческое; а ныне же, когда церковь пребывает в мире /т. е. нет явных гонений/, необходимо тело подвижников благочестия искушать частыми недугами, а душу лукавыми помыслами, особенно тех из них, у которых ведение сильнодейственно со всяким чувством и удостоверением, чтобы они и тщеславию с высокоумием не подпали, и могли, ради великого смирения, вместить, как я сказал, в сердцах своих печать божественной красоты, по слову святого Пророка: «Да запечатлеется на нас свет лица Твоего, Господи» (Пс. 4:7) .
Ибо подобает с благодарением претерпевать таковое о нас определение Господне; и тогда как болезни, так и борьба с демонскими помыслами вменится нам во второе мученичество.
Ибо говоривший в те времена устами беззаконных начальников святым мученикам: отрекитесь от Христа и возлюбите славу века сего, то же и ныне сам говорит рабам Божиим;
мучивший тогда тела праведных и крайне поносивший честных учителей через служивших диавольским оным мудрованиям, он же и ныне наводит разные страдания на исповедников благочестия с великими поношениями и уничижениями, особенно когда они, ради славы Господа с великою силою помогают угнетаемым страстями.
Поэтому надлежит нам со всяким тщанием и терпением созидать в себе такое свидетельство совести пред лицем Бога: «Терпеливо уповал я на Господа, и Он внял мне и услышал молитву мою» (Пс.39:2)» (блаж. Диадох, «Добротолюбие», т.3, гл.94).
Искушения и скорби последних времен.
«Некогда Святые Отцы Египетского Скита пророчески беседовали о последнем роде. «Что сделали мы?», — говорили они. Один из них, великий авва Исхирион, отвечал: «мы исполнили заповеди Божии». Спросили его: «что сделают те, которые будут после нас?». «Они, — сказал авва, — примут (будут исполнять) делание вполовину против нас». Еще спросили его: «а что сделают те, которые будут после них?». — Авва Исхирион отвечал: «они вовсе не будут иметь подвижнического делания; но им попустятся скорби, и те из них, которые устоят, будут выше нас и отцов наших» «. (свт. Игнатий Брянчанинов, т.5, гл.30).
«Наши скорби большею частью весьма утончены, так что при поверхностном взгляде на них нельзя признать их и скорбями. Но это лишь злохитрость врага нашего, стяжавшего в борьбе с немощным человеком необыкновенные опытность и искусство от долговременного упражнения в борьбе.
Падший дух усмотрел, что искушения явные, грубые и жестокие возбуждают в человеках пламенную ревность и мужество к перенесению их; он усмотрел это, и заменил грубые искушения слабыми, но утонченными и действующими очень сильно. Они не вызывают из сердца ревности, не возводят его в подвиг, но держат его в каком-то нерешенном положении, а ум в недоумении; они томят, постепенно истощают душевные силы человека, ввергают его в уныние, в бездействие, и губят, соделывая жилищем страстей по причине расслабления, уныния, бездействия.
Пред Богом ясны и злохитрость сатаны и тяжесть наводимых им браней на современное подвижничество. Бог увенчает новейших борцов не менее древних, хотя подвиг первых менее явен, нежели подвиг вторых.
Мы не должны предаваться расслаблению, унынию и бездействию: напротив того, обратим всё внимание и всё усилие на исполнение Евангельских заповедей. Это исполнение откроет нам бесчисленные козни врага, ту злохитрую обдуманность, с которою они устроены и расставлены.
Мы увидим, что современные, по наружности слабые, скорби и напасти, стремятся подобно древним сильным скорбям и напастям отвлечь человека от Христа, уничтожить на земле истинное христианство, оставив одну оболочку для удобнейшего обмана. Мы увидим, что слабые искушения, но придуманные и исполняемые с адским лукавством, действуют гораздо успешнее в видах сатаны, чем искушения тяжкие, но очевидные и прямые». (свт. Игнатий Брянчанинов, т.5, гл.30).
О скорби-кресте, разрывании привязанности к страстям и смирении
О чувстве радости о скорби-кресте, о скорби от неудовлетворяемой страсти. О разрывании привязанности к страстям. Смирение – согласие с тем, что нет удовлетворения страстям. О внутреннем следовании за Христом, – без креста не увидишь Христа. О неверии помыслам от демонов. / 16.06.2018г.
Христианские символы и магическое отношение к ним
Толкование свт.Феофана Затворника на Послание ап.Павла 1Кор.1:18-24
«Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир [своею] мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1Кор.1:18-24)
Стих 18. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия.
Почему послан благовестить не в премудрости слова? – Потому что слово о кресте, само по себе, для спасаемых есть сила Божия. Следовательно, цель его достигается и без премудрости слова. А для погибающих оно юродство есть; и сколько ни раскрашивай его и ни обставляй соображениями, пользы не будет; погибающие все будут юродством его считать и гибнуть.
Слово о кресте есть сие: Бог воплотившись умер на кресте и спас нас; веруй в Него и спасешься. Погибающие и спасаемые – как будто и определены – одни на пагубу, а другие на спасение; так что как ни бейся погибающий, погибнет, а спасаемый спасется, сколько ни уклоняйся по временам от пути спасительного. Наблюдение над людьми наводит на мысль, что точно есть будто что-то роковое в путях человеческих. Но вера удостоверяет, что жизнь человека – вся есть дело его свободного произволения, и если он погибает, сам себя губит, и если спасется, не против воли влеком бывает ко спасению. Образом жизни своей иной действительно доходит до того, что не может принять слова крестного; а иной тем же образом жизни доходит до того, что охотно принимает слово сие. Первый гибнет, второй спасается. Течение жизни со всеми соприкосновенностями ее хотя не в нашей воле, но нравственный строй всегда в нашей воле. Потому–то, что один не принимает крестного слова, по образу своих мыслей и сложившемуся нраву, и чрез то гибнет, сам виноват; и то, что другой никакого противления сему слову не встречает ни со стороны ума своего, ни со стороны нрава, потому охотно принимает его и спасается, тоже не имеет ничего, определяющего его к вере механически, помимо его произволения. Святой Апостол берет те и другие лица, какими они являлись пред лицом его проповеди. Говорит он слово в синагоге, в ареопаге или в частном доме: одни глумятся, другие предлагают вопросы, а третьи, в молчании скрыв слово в сердце, тайком приходят к Апостолу на дом и окончательно обращаются. Кто привлек последних? И кто оттолкнул первых? – Не знаем кто, можем сказать и прибавить: но не Бог оттолкнул первых, потому что Он хощет всем спастися и в разум истины прийти; не Он один влек и последних, ибо если б Он начал влечь всякого, то все были бы спасены. Так исповедуем. Хотя здесь есть нечто непостижимое, но то несомненно, что ничего нет противного благости Божией и правде. Апостол словом своим только утверждает факт, то, что он вынес из наблюдения над обращениями. Одно слово, и слушают его люди одного рода и одной местности, но одни веруют и спасаются, а другие не веруют и гибнут. Те у него спасаемые, а эти погибающие.
Слово крестное для погибающих есть безумие; ожидалось бы, что для спасаемых оно есть премудрость, а он говорит: для спасаемых сила Божия есть. Не желал ли Апостол, чтобы читающие дополнили опущенные будто противоположности, и к безумию прибавили немощь и бессилие, а к силе – мудрость? По крайней мере в дальнейшем раскрытии своей мысли он касается обеих противоположностей и к концу сводит, что Христос Распятый есть Божия сила и Божия премудрость. Или Апостол хотел выставить то, чем более отталкивается от креста гибнущий невер и чем более привлекается к нему спасающийся верующий. Первому крест кажется безумием, и он отвращается от него, а второму видится силою, и он прилепляется к нему.
Намерение у Апостола только то, чтоб сказать, что слово крестное само производит свое дело, где нужно, и в пособии со стороны мудрости человеческой не нуждается. Но нельзя не видеть, что он очень неблаговолительно смотрит на человеческую мудрость и под погибающими разумеет преимущественно знакомых с сею мудростию, ей следующих и ее одну считающих верною руководительницею. Во внешней жизни точно эта мудрость господствует, и безвредно; но кто с нею в этом же значении входит в область спасения, тот всегда портит дело. Образ спасения Бог определяет; его надо принять с покорностью, как он предлагается. Мудрость же наша, без ее покорения велению Божию, и в начале мешает принятию спасительной веры, и если, по покорном принятии веры, вмешивается потом, то всегда все перепутывает. Путь спасения решительно несовместим с человеческою мудростию. В слове крестном она ничего понять не может; а сие слово – начало и конец всего.
Святой Златоуст говорит: «Для страждущих смертельно бывает неприятна и здоровая пища, неприятны друзья и близкие, которых часто и не узнают они и даже тяготятся их присутствием. Так обыкновенно бывает и с страждущими душевно: они не знают, что нужно для спасения, и тяготятся теми, кто печется о них. Это происходит не от свойства самого дела, а от болезни. Как помешавшиеся в уме не терпят тех, кто заботится о них, и даже порицают их, так поступают и неверующие. Будем плакать о них, о том, что слово о кресте, которое есть премудрость и сила, для них есть безумие. Ибо слово о кресте, говорит Павел, для погибающих юродство есть. Так как у язычников крест подвергался осмеянию, то они, вероятно, называли учение о нем противным своей мудрости и несогласным с своим учением; посему Павел, вразумляя их, говорит: не почитайте его странным и нелепым; это дело по свойству своему таково, что погибающие не могут постигнуть силы его, ибо они потеряли ум и впали в безумие. Потому они поносят и ненавидят спасительные врачевства. Что ты говоришь, человек? Бог сделался рабом, приняв для тебя образ раба, был распят и воскрес; следовало бы поклониться Воскресшему и подивиться Его человеколюбию, как все то, чего не сделал для тебя ни отец, ни друг, ни сын, сделал Он для тебя, своего врага и оскорбителя; следовало бы удивляться Ему за это; а ты называешь безумием дело, исполненное такой мудрости! И неудивительно; ибо погибающим свойственно не познавать необходимого для спасения. Посему не смущайтесь; нет ничего странного и неожиданного в том, что над предметами великими смеются безумные. Таких людей невозможно убедить человеческою мудростию; и если станешь убеждать их таким образом, то сделаешь противное: ибо для того, что превышает разум, нужна одна вера. Подлинно, если мы посредством суждений разума захотим объяснять (мудрым о себе), как Бог сделался человеком, вселившись во чрево Девы, и не признаем этого предметом веры, то они будут только смеяться. Желающие постигнуть это посредством разума, они-то и суть погибающие».
Стих 19. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
Написано это у Исаии Пророка (29, 14). Там, как полагают, слова сии сказаны в обличение тогдашних мудрых людей, которые царю Езекии, находившемуся в тесных обстоятельствах, предлагали советы, казавшиеся им мудрыми и очень пригожими к делу. Бог же, чрез Исаию Пророка, объявляет, что будет то, что у Него положено в Его Божественном совете. Совет же сей есть книга запечатанная, которой никто прочитать не может; тут и грамотный, как неграмотный. Никому не догадаться, что Я сделаю, и когда сделаю, никакая мудрость не разберет, почему так сделано… Погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Мудрость посрамлена будет тем, и разум скроется, уничижится, как бы спрячется. Мудрость посрамится, потому что все ее способы ни к чему негожими окажутся, и разум скроется, потому что не разберет ничего в том, как что Мною сделано. Таковы вообще промыслительные суды Божии, неоднократно оправданные в истории израильтян. Святой Павел и приводит это место не как пророчество, а как закон промыслительных действий Божиих. Он как бы говорит: что так Господу угодно было сделать, сему дивиться нечего; таков закон Божия Промысла, что поворотов в судьбах Его никто постигнуть не может. Никто постигнуть не может и того, почему Он устроил спасение наше крестом, и проповедь о нем повелел вести не в мудрости слова. Нечего следовательно сюда и втесняться с своею мудростию, и тем, что она тут ничего понять не может, оправдывать свое неверие и предлагаемый Богом образ спасения почитать безумием. По всей истории так было, что устрояемое Богом казалось мудрецам–людям несообразным с ходом дел и не ведущим к цели, на деле же оно оказывалось самым целесообразным и тем посрамляло мудрость человеческую. Вот и слово крестное! Смотрят на него мудрецы и говорят: какое это средство спасения? Как этим можно спасать и спасаться? А на деле оказывается, что оно-то и есть самое действенное средство ко спасению, и которые принимают его с верою, спасаются, живо ощущая его спасительную силу. Погубил Господь им премудрость премудрых и разум разумных отверг,– оттолкнул, так что ему осталось только бежать и скрыться.
Стих 20. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
Что я говорю правду, продолжим речь Апостола, вот вам доказательство: вот крест, слово о котором спасает верующих. Спасительности его отвергать нельзя, ибо опыты сего у всех перед глазами: слышат слово крестное, веруют, принимают крещение и являются новою тварию; новыми себя они ощущают, новыми видят их другие. Другой у них ум, другие чувства, другие дела. Те, которые за час были то же, что все, по выходе из купели стали совсем иные. Там они приобщились силе крестной. Итак, не спасительна ли сила креста? Но объясните нам ее! Где вы, премудрые? Где книжники? Где совопросники века сего? Придите, углубитесь вашею мудростию в дивное дело сие и растолкуйте нам, отчего так, что поверь только, что Бог, воплотившись, умер на кресте для спасения нашего, и крестись,– и вдруг сделаешься совсем другой! Вот вам целые общества этих обновленных дивным образом людей! И никто ни слова. И вот дело, которым Бог показал, что вся мудрость века сего есть безумие, обуи – обезумил ее. А что они называют слово крестное, проповедь о Распятом и веру в Него безумием, то тем еще более обличают свое безумие: ибо не безумно ли называть дело безумным, когда оно пред очами всех оправдывает свою мудрость?
«Сказав: Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, он присовокупляет доказательство на это от дел и говорит: Где мудрец? где книжник?» (святой Златоуст) – Всех их препобедила проповедь крестная. Называет же премудрым украшающегося эллинским красноречием, книжником – иудейского учителя, величающегося ведением закона, а совопросником – иудея и эллина, долго упражнявшегося в искусстве спорливости (Феодорит). Апостол хотел сказать: какого бы ранга ни был человек, хвалящийся мудростию человеческою, всех их посрамил крест; чрез него Бог мудрость их обезумил, то есть «показал, что она безумна и к делу веры не гожая. Так как люди высоко думали о ней, то Он прямо обличил ее. Что это за мудрость, если она не может не только найти, даже понять, где главное благо наше? Он обличил ее безумие, потому что она наперед обличила в этом сама себя» (святой Златоуст).
Стих 21. Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
«Приводит причину, почему так было сделано» (святой Златоуст); то есть почему благоугодно было Богу таким способом устроить наше спасение, что оно мудрости человеческой кажется неразумным. Спасал, говорит, Бог мудростию, не поняли: Он и благоизволил теперь спасать юродством проповеди, то есть словом о кресте или Боге Распявшемся, которое мудрости нашей кажется безумием.– Какою премудростию не уразумел мир, то есть люди, Бога? – Тою, которую Он вложил в нас, разумом, способным различать добро от зла, познавать Бога и воздавать Ему достодолжное поклонение. В какой премудрости не разумел? – В премудром устроении мира, где Бог такие осязательные отпечатлел следы Свои, что непознание Его в творении неизвинительно. Апостол говорит здесь о естественном богопознании и богопочтении; но не в том смысле, чтобы они были достаточны ко спасению, когда бы явились в совершенстве, а в таком: вы, ратующие за разумность и мудрость человеческую так высоко ставящие, что не хотите ничего принять, чтó ей кажется непонятным, хотя за истину того ручается Бог, устрояющий и открывающий то, скажите, сделали ль вы своею разумностию, чтó могли сделать и должны были сделать? Пред вами открыл Бог великую Свою книгу – премудро устроенный мир. Свидетельство здесь о Боге так очевидно, что Его как бы осязать можно. Что же, вы уразумели в сей премудрости Божией Бога? – Нет. Если же не уразумели, то чтó еще требуете разумного? Всякое право на то потеряли вы тем, что не умели пользоваться разумностию. Если не умели, сознайтесь в том и смиренно покоритесь Божию изволению спасать нас юродством проповеди. Но предоставим речь святому Златоусту.
«Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога, то явился крест. Что значит в премудрости Божией? – В творениях, посредством которых Он благоволил открываться, Он устроил все так, чтобы человек, переходя от предметов видимых к Творцу, удивлялся Ему. Велико небо и необъятна земля; подивись же Творцу их, ибо это великое небо не только Им сотворено, но и сотворено легко, и эта необъятная земля произведена Им, как ничто. Посему о первом сказано: дела рук Твоих суть небеса (Пс. 101, 26); а о земле: сотворил землю, как ничтожное (Ис. 40, 23). Так как мир не хотел познать Бога посредством этой премудрости, то Он научил мнимым безумством проповеди, не чрез суждения (соображения ума), а чрез веру. Где премудрость Божия, там нет нужды в человеческой. Ибо сказать, что Существо, сотворившее столь прекрасный и столь великий мир, есть Бог, имеющий беспредельную и неизреченную силу, это было делом суждений (соображений) человеческой мудрости и значило постигать Его посредством них; но теперь нужны не суждения, а одна вера. Дабы принять и убедиться, что Распятый и Погребенный воскрес и сидит на Небесах, для этого нужны не суждения, но вера. Апостолы шли не с мудростию, но с верою, и явились мудрее и выше внешних мудрецов, и тем более, чем принятие предметов Божественных верою выше рассуждений, ибо это превышает человеческий разум. Как же Он погубил премудрость? – Открывшись нам чрез Павла и подобных мужей и показав, что она бесполезна. Ибо к принятию Евангельской проповеди ни мудрость нисколько не помогает мудрому, ни невежество нисколько не препятствует неученому; и даже к удивлению надобно сказать, невежество гораздо скорее и легче может принять ее, нежели мудрость. Пастух и земледелец, не увлекаясь суждениями и предавая себя Господу, скорее примут ее. Так Он погубил премудрость! Так как она сама прежде посрамила себя, то и стала затем ни к чему негодною. Ибо когда она должна была показать себя и познавать Господа из дел Его, она не хотела; а теперь хотя бы и хотела содействовать этому, не может, потому что теперь не таково положение дел, есть путь к богопочтению гораздо лучше ее. Теперь нужна простая вера, ее везде надобно искать и предпочитать внешней мудрости. Ибо если эта мудрость не открыла ничего тогда, когда можно было исследовать посредством суждений, то какого успеха ожидать от нее теперь, когда предстоят предметы высшие, когда нужна одна вера, а не искусство суждений. Так Бог показал ее безумие, благоизволил же спасти юродством проповеди, впрочем юродством не действительным, но кажущимся».
Только выразился так Апостол: юродством проповеди; мысль же его та, что Бог спасает верующих посредством высочайшей премудрости, такой мудрости, пред которою самый великий ум безумеет, ничего не постигая в ней. Как великий свет мы называем ослепительным светом, так высочайшая премудрость есть обезумевающая ум премудрость. Этой-то премудрости проповедию благоизволил Бог спасать теперь верующих. Ибо когда ум обезумевается сею премудростию, то принимать ее уже нечем, кроме веры.
Стихи 22 и 23. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие.
Объясняет святой Павел, что проповедь, какую он и другие Апостолы ведут по Божию повелению, точно есть безумство, и что, однако ж несмотря на это, она спасает. Он говорит как бы: что точно Бог устрояет спасение всех безумством проповеди, на это не нужны умственные доказательства, а смотрите на то, что делается воочию всех и увидите, что так есть. Бог нас избрал и послал проповедать спасение и иудеям и еллинам. Что же именно проповедать? – Веруйте во Христа Распятого и спасетесь. Мы так и делаем: куда ни придем, и иудеям, и эллинам говорим: веруйте во Христа Распятого, и спасетесь. Смотря на нас, не должен ли всякий сказать: не безумие ли вести такую проповедь? Какого успеха можете вы ожидать от такой проповеди? Вы говорите: веруйте в Распятаго, и спасетесь. Но для иудея это соблазн, а для эллина – безумие. Кто вас станет слушать и веровать? Иудею дай знамение, эллину предоставь какую-нибудь мудрую систему философскую и предложи ее в привлекательной форме, тогда может быть они откроют ухо для вашей проповеди, а так, как вы делаете,– это настоящее безумство: ибо это значит хотеть достигнуть цели средствами, не только не ведущими к цели, а, напротив отдаляющими от нее.– Так и смотрели на сию проповедь погибающие. Апостол приводит здесь свидетельство опыта.
Иудее знамения просят. Но ведь и были знамения, и от Христа Спасителя и от Апостолов. Что же хочет сказать сим Апостол? – Или то, что они все просят знамений и чудес,– просят все больше и больше знамений, не удовлетворяясь теми, какие видят. Сколько знамений явил Господь?! И однако ж они, видев многие из них, подходят к Нему и говорят: Учитель, хотим от Тебя знамения видеть. Хотят они знамений, но когда их дадут, не хотят, чтобы на основании этого заставляли их изменить свои надежды и убеждения, а без этого обойтись нельзя: вот они и начинают криво толковать виденное знамение и желать другого. Так без конца.
Или то разумел Апостол: знамения просят, а мы не можем их давать, когда ни захотим. Это дело Божие. Когда угодно Богу, тогда Он творит чрез нас знамение, а когда не угодно, не творит. А проповедь все-таки мы должны предлагать и предлагаем.
Или та мысль у него,– что иудеи ждут какого-либо разительного знамения, вроде того, как сделал Моисей, избавивши израильтян от Египта и проведши их сквозь море, в коем погряз Фараон с воинством. Тогда по всем народам огласилось это чудо. И теперь бы так. Если бы Господь явился в светлости Божия величия и поразил все народы, а Израиля возвеличил, то больше этого знамения для иудея не нужно бы.
Христос Господь, живя среди иудеев, оставил по Себе благоговейную память и Своим нравственным характером, и учением, и знамениями. Память об этом много могла бы содействовать проповеди. Но крестная смерть все расстроила. Ибо в глазах иудея смерть на кресте есть некая кара небесная. Между тем проповедь говорила им: веруй в Распятого, и спасешься. Мысль о распятии соблазняла их, и они отвращали слух от сей проповеди.
Еллины ищут мудрости. Желают, чтобы им предложено было какое-либо мудрое учение и притом речью, прекрасною по форме, а им предлагают сказание об одном событии, самом неприятном — распятии человека, и говорят: веруй, и спасешься. Чего можно ожидать от них каждому проповеднику, кроме: «что хочет сказать этот суеслов?» (Деян. 17, 18). Учение о спасении крестною смертию Бога воплощеннаго, как она раскрыта потом Апостолами, представляет возвышеннейшую и стройнейшую метафизическую систему, начинающуюся в предвечности, обнимающую все временное и кончающуюся в бесконечной вечности. Но учение в таком объеме предлагалось не вначале, не новичкам, а уже преуспевшим в христианстве, как ниже и пишет святой Павел (2, 6 и далее). Вначале же проповедь всегда была проста: Бог, воплотившись, умер на кресте; веруй, и спасешься. Эллину эта проповедь не могла не казаться безумием. Какой Бог, когда распят? Если распят, значит Себя не мог спасти: как же может Он спасать других,– и еще всех, всю вселенную? Это ни с чем не сообразно (святой Златоуст). Смотря же так на проповедь, как мог он веровать?
Таким образом, очевидно, что Бог устроил во спасение проповедь, которая для всех должны была представляться безумством. Безумством она казалась и однако же спасала, и тем доказывала, что в ней сокрыта высочайшая премудрость и Божественная сила.
Стих 24. Для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость.
Каким образом делалось, что иные души, несмотря на этот кажущийся соблазн и это видимое безумие, проникали сквозь этот невзрачный покров и узревали в существе проповеди спасительную силу и премудрость, это тайна Божия. Святой Павел и не объясняет этого, а только свидетельствует, что так было. Так было это с душами, которые выше он назвал спасаемыми, а здесь наименовал званными. То и другое указывает на Божие избрание, и хотя, конечно, не без участия произволения человеческого, так однако ж, что мудрость человеческая никакого в этом участия не имела.
И вот этим-то блаженным душам, из иудеев и эллинов, проповедь, бывшая для других соблазном и безумием, представляла Божественную силу и Божественную премудрость. В таком смысле принявши ее, они веровали и спасались. Заподлинно они удостоверялись в сей силе и премудрости, когда в крещении спогребались Распятому Господу, и вкушали спасительность креста. Но все, что здесь получалось, преображалось в вере; и потому получалось, что уверовано было.
«Одно и то же – и премудрость и безумство, и сила и немощь; безумство и немощь неверующим, премудрость же и сила верующим. Ибо и солнце – видящим свет, а слепотствующим – тьма. Но не оно приносит тьму, а болезнь задерживает светлость луча. Так и гной неверия возбраняет свету боговедения озарить душу» (Феодорит).
Святой Златоуст говорит: «Великая сила заключается в этих словах Апостола! Он хочет показать, как Бог победил тем, что по видимому не обещало победы, и как проповедь не есть дело человеческое. Слова его означают следующее: когда мы говорим иудеям: веруйте, то они возражают: воскресите мертвых, исцелите беснующихся, покажите нам знамения. Что же вместо этого говорим мы? – Говорим, что Проповедуемый нами распят и умер. Это по-видимому не только не может привлечь противляющихся, но может отогнать и непротивляющихся; однако же не отгоняет, а привлекает, удерживает и покоряет. Язычники с своей стороны требуют от нас красноречия и искусства в суждениях; а мы и им проповедуем крест. Иудеям это кажется бессилием, а эллинам безумием. Если же мы предлагаем им не только не то, чего они требуют, но и противное тому, ибо крест по суждению разума представляется не только не знамением, но чем-то противным знамению, не только не знаком силы, но знаком бессилия, не только не выражением мудрости, но доказательством безумия,– если требующие знамений и мудрости не только не получают требуемого, но еще слышат от нас противное тому, чего требуют, и однако ж этим противным убеждаются, то не есть ли это дело неизреченной силы Проповедуемого? Апостолы победили не только не знамениями, но тем, что по видимому противно знамениям. Так Христос поступил с слепым: желая даровать ему исцеление, Он уничтожил слепоту тем, что производит слепоту, наложил брение (Ин. 9, 15). Как слепого Он исцелил брением, так вселенную привлек к Себе крестом, тем, что по видимому увеличивало соблазн, а не уничтожало его. Так сделал Он и при сотворении, устрояя противное противным: оградил море песком, обуздав сильное слабым. Чрез Пророков творил, что железо всплывало из воды посредством малого дерева (4 Цар. 6, 6). Так и вселенную Он восстановил посредством креста. Таким образом, убеждать противным есть знак великой силы и премудрости.
(Свт.Феофан Завторник, Толкование на Послание ап.Павла 1Кор.1:18-24).