Аноним: О. Серафим у меня есть один вопрос, про нательный крестик. Когда я начал читать молитвы, то сразу и приобрел крестик, т.к. свой как-то давно снял, потому что если не изменяет память хотел его почистить так как он чернел. Через какое то время крестик нашелся, я его надел и тут мне стало очень плохо, как бы надавило с утроенной силой то плохое состояние какое было до того как пришел к молитвам. Я решил, что крестик осквернен моими грехами и снял его, одел новый купленый. Теперь думаю, что это бес не хотел чтобы я крестик старый одевал. Есть тут какой-то смысл, батюшка?
О.Серафим: Это суеверное отношение.
Ибо нательный крест – это всего лишь символ. И он сам по себе не имеет магического, какого-то сверхъестественного действия. Он есть символ, который указывает на нашу веру во Христа распятого, и на то, что мы берем крест жизненных скорбей, которые приключаются с нами, через посредство находящих на нас искушений, и стараемся пройти их по христиански, — в правильных душевных чувствах, в верном настрое души.
То есть, крест есть тот символ, который указывает на то, что у нас должно быть внутри, в настрое нашего духа. Но если мы не приобретаем того настроя духа, на который указывает этот внешний символ, крест, то этот символ не спасает нас сам по себе, и не хранит нас наподобие языческого талисмана.
Символ креста имеет двоякое смысловое значение в христианстве:
1. Крест, распятие, — это символ, который выражает, чисто внешне, нашу веру во Христа распятого.
2. А так же крест символизирует правильное несение и прохождение скорбей, в верных душевных чувствах, в правом настрое духа, которые приключаются с нами на нашем жизненном пути в земной жизни.
Любой христианский символ не является автономным источником Благодати сам по себе. Он не обладает сверхъестественным действием сам по себе, и не привлекает какие-либо негативные или позитивные энергии к нам. — Таковым является христианское понятие и отношение к символам, используемым в христианстве.
Бог не делает так, что любому христианскому символу соприсутствует Божественная благодать. В этом вопросе существует общее положение и есть исключение.
Общее положение таково: Божественная благодать соприсутствует христианским символам, или проявляет свое действие, через посредство их, в зависимости от духовно-нравственного состояния людей, которые их употребляют, в зависимости от чистоты их чувства веры и чистоты чувств. Это есть действие Благодати спасительное, – содействующее на пути спасения, в правильно-проходимой борьбе за чистоту чувств. Таково общее положение, по отношению к христианским символам, когда люди используют их для своих нужд.
Исключение же таково: Божественная благодать так же может проявлять свое действие, через посредство христианских символов, независимо от веры людей и чистоты их чувств. Это есть действия Благодати, призывающие, вразумляющие, – зовущие на путь обращения к Богу, на путь спасения. Таковые действия Благодати могут проявляться по отношению к любому человеку на земле, и именно только в те моменты, когда Господь призывает человека к Богу, на путь спасения. Эти действия Благодати не соприсутствуют христианским символам, а могут проявляться через них, как и через что-либо другое, в какие-то определенные моменты, которые известны только одному Богу.
Поэтому, те случаи, когда Божественная благодать действовала через посредство христианских символов, независимо от веры людей и чистоты их чувств, являлись действиями Благодати исключительными, призывающими.
Когда христианским символам придают значение, как хранителям и защитникам, но, при этом, в своей личной жизни не устремляются к приобретению истинно-христианской нравственности, не ведут правильно-проходимой внутренней борьбы за чистоту своих чувств и истинное удовлетворение совести, тогда отношение к христианским символам становится таким же, как как и язычники относятся к своим языческим символам и талисманам. И тогда вера в христианские символы превращается в веру магическую, языческую.
Исходя из такой магической веры, люди относятся к христианским символам, как к автономным источникам Благодати, – подобно тому, как к волшебной палочке или другим волшебным вещам, талисманам и т.п.. Исходя из такой веры и понятий, Божественная благодать всегда есть в христианских символах, и ею можно пользоваться, независимо от чистоты чувства веры и чистоты чувств. То есть, главное, – это иметь эти христианские символы, носить их, держать у себя дома, и Божественная благодать будет обязана тебя хранить и защищать от всякого зла, потому что ты их владелец.
Но это только в магии, кто завладел волшебной вещью, тот и пользуется ее волшебной силой. А по отношению же к христианским символам, совсем все не так. – Кто бы не владел христианским символом, но он не может использовать Божественную благодать. Ибо Благодать не сама по себе, а за нею Господь, Который может отнять это действие Благодати, в любое мгновение, а может и даровать. Все зависит от того, насколько это будет являться спасительным для душ человеческих, в духовно-нравственном отношении, – будут ли они устремляться к приобретению правого чувства веры и чистоты чувств, воспитанию верного душевного настроя, спасительного, или нет. Вот от этого и зависит действие Божественной благодати, через посредство христианских символов.
Там, где есть правильно-проходимая борьба за чистоту чувств, там христианским символам соприсутствует Божественная благодать. А так же, Господь может действовать, через посредство христианских символов, предвидя обращение к Богу или к пути спасения. Но где этого нет, то там Божественная благодать не соприсутствует христианским символам. Но если кто-то из людей, в присутствии этих символов, поимеет веру в Бога или обратится к Богу, то Господь может явить, через эти символы, действие своей Благодати. Это может совершаться потому, что Бог вездесущ и всеведущ, – везде всегда есть, и всё всегда знает, видит глубины всех сердец человеческих. Ибо Господь всегда ищет того, как спасти любую душу человеческую, в духовно-нравственном отношении.
Человек не может повелевать Божественной благодатью, используя Ее, по своему усмотрению. Божественная спасительная благодать привлекается только чистотой чувства веры и чистотой чувств. Но где нет движения душ в этом направлении, или не предвидится их обращение, то там нет Божественной благодати, спасительной или призывающей; и тогда все внешние христианские действия и символы, в том числе и таинства, там становятся безблагодатными.
Неправое отношение к христианским символам исходит из неправого чувства веры. Ибо к молитвам относятся — как к магическим заклинаниям. А к священнодействиям и обрядам — как к магическим действиям. Отсюда и к христианским символам — как к магическим талисманам. – Прочитал молитву, совершил внешнее священнодействие, употребил христианский символ, и Божия благодать обязана действовать. Потому что люди так веруют, что она будет действовать, через все это. Вот в такой вере и заключается неправое чувство веры, соединенное с духом самости, то есть это дух самоуверенности и самонадеянности, который люди воспринимают за сильную веру, за настоящую. В реальности же, — дух самоуверенности и самонадеянности, дух самости и гордыни, который пытается, через посредство внешних священнодействий, молитв и символов, привлечь действие Божией благодати. Но «Бог гордым противится», и только лишь «смиренным дает благодать» (Иак.4:6).
То есть там, где есть дух истинного смирения, где смиренный и сокрушенный дух перед Богом, а не дух самоуверенности и самонадеянности, там и подается Божественная благодать. Где чувство веры, в своем движении, устремляется от духа самости и гордыни, к воспитанию духа сокрушенного и смиренного перед Богом, к чистоте чувств, — там и является правое чувство веры, посредством которого и привлекается в душу спасительная Благодать.
Ибо спасительную Благодать привлекают не внешние священнодействия, обряды, говорение молитвенных слов или христианские символы, а правый настрой души, правое чувство веры и чистота чувств. И когда есть такой настрой души, тогда благодать Божия может действовать на душу человека через посредство священнодействий, обрядов, молитвословий и символов. А когда нет такого настроя души, когда душа не ищет его в своей жизни, тогда действие спасительной благодати Божией, через посредство всего этого, прекращается. Но могут действовать исключительные действия Благодати, призывающие, — в тех случаях, где Господь предвидит обращение кого-либо к спасению. Эти действия благодати Божией не подвластны человеку, и они зависят только от Самого Бога.
Все внешние священнодействия, обряды и христианские символы являются только лишь средством для возгревания верного настроя духа, сокрушенного и смиренного перед Богом. А если человек через это возгревает дух самоуверенности и самонадеянности, дух самости и гордыни, тогда благодать Божия через все это не действует. А наоборот, таким духом привлекаются падшие духи, демоны, и тогда через посредство всего этого могут совершаться уже демонические действия. И тогда внешне употребляются христианские священнодействия, обряды, молитвы и символы, но дух за всем за этим уже не Божий, а дух антихристов, бесовский. Так образуется антихристова церковь, которая внешне во всем старается походить на истинную, а отличается она только лишь духом.
Отсюда, вот в таких церковных организациях и общинах, и образуется отношение к христианским символам — как к языческим талисманам, к молитвам — как к заклинаниям, к священнодействиям — как к магическим действиям, к священникам и иерархам — как к белым магам и языческим оракулам.
Так происходит всегда там, – где исчезает правильно-проходимая внутренняя духовная жизнь, где исчезает правильная борьба со страстями за чистоту своих чувств и удовлетворение совести, в повседневной личной жизни, — где нет воспитания истинных плодов духа, где нет духа сокрушенного и смиренного перед Богом. Там, вместо всего этого, водружается дух самости и гордыни, дух самоуверенности и самонадеянности, дух самоутверждения, дух душевного и телесного сладострастия. Этот дух и проявляет такую магическую веру по отношению к христианским священнодействиям, обрядам, молитвам и символам, которые он использует как средство для утверждения в духе самости и гордыни, для возгревания его.
Через такой настрой духа люди и соединяются с падшими духами, с демонами. И тогда через все внешнее, что есть в христианстве, начинает действовать бесовская сила, которая направлена на возгревание духа самости и гордыни, духа самоутверждения. Это происходит потому, что люди сами ищут и стремятся к такому настрою духа. Вот тогда они и начинают бесовские действия воспринимать за Божию благодать. Это все разновидности духовной прелести и самообольщения.
Причина всему этому есть та, что люди стали в повседневной своей жизни искать дух самоутверждения, удовлетворения духу самости и гордыни, стали просто жить по своим страстям, а не бороться с ними, не искоренять их, — перестали бороться за чистоту своих чувств, воспитывать дух сокрушенный и смиренный перед Богом.
Не нужно относиться к кресту, к христианским символам как к каким-то магическим талисманам, которые привлекают ту или иную энергию, или что-либо тому подобное. Это — суеверие, магическая вера. Христианские символы, – это не языческие талисманы. И они сами по себе, без нашей смысловой привязки к ним, ничего не значат и не защищают человека. И если нет личного стремления к духовно-нравственному перерождению своей души, в борьбе со своими страстями за чистоту своих чувств, то Благодать Божия не соприсутствует этому символу, которым пользуется человек.