Оглавление:
1. У Святого Креста.
2. Тем, кто решился нести крест.
3. Судьба.
4. Псалом 2. Искушения и скорби ниспосылаются для нашей же пользы.
4. Псалом 3. Крест свой и крест Христов.
5. Псалом 4 Знай: за Христа сыплются на нас скорби.
5. Псалом 7 Смерть за Христа, да будет желанна для тебя.
6. Псалом 9. Терпеливое несение креста своего – есть истинное покаяние.
Список аудио вариантов: с муз.сопровождением; без муз.сопровождения
1. У Святого Креста
Пред Тобою, мой Бог,
Затеплю я свечу,
О прощеньи грехов
Я молиться хочу:
Боже, помилуй меня!
Твой Божественный лик,
На иконе святой
Всем прощенье сулит
И любовь и покой:
Боже, помилуй меня!
Ты страдал на Кресте,
Пролил кровь за людей:
Нас с Отцом примирил —
Крестной смертью Своей:
Боже, слава Тебе!
На позорном Кресте
И в терновом венце,
Ты Отца умолял
За врагов, при Кресте:
Боже, слава Тебе!
Ты и нам завещал
Не роптать на людей,
Повелел забывать
Об обиде своей:
Боже, слава Тебе!
Пред Тобою, мой Бог,
Ныне я предстою,
И с поникшей главой
О прощеньи молю:
Боже, помилуй меня!
От соблазнов, грехов —
Отклони, сохрани;
Духа злобы, вражды,
От меня отгони:
Боже, помилуй меня!
Для людей послужить
Дай мне силу, Творец!
Чтоб спокойной душой,
Встретить жизни конец:
Боже, услыши меня!
(Народная).
2. Тем, кто решился нести крест
Кто крест однажды решил несть,
Тот распинаем будет вечно,
Но так как счастье в жертве есть,
Он будет счастлив бесконечно!
Награды нет для добрых дел –
Любовь и скорбь – одно и то же,
Но этой скорбью кто скорбел,
Тому всех благ она дороже!
Какое дело до себя
И до других, и до вселенной
Тому, кто следовал, любя,
Куда звал голос сокровенный!?
Но кто, боясь за ним идти,
Себя раздумием тревожит,
Пусть бросит крест среди пути,
Пусть ищет счастья, если может.
(Минский, /из книги протоиер. Александра Соловьева “Старчество…”, 1899г./)
3. Судьба
Не ропщи на суровую долю,
Крест покорно тяжелый неси,
Полагайся на Божию волю,
Лишь терпенья и силы проси.
Бог послал тебе испытанье,
Чтоб окрепнуть в тяжелой борьбе,
Эти муки и сердцу страданья —
В этой жизни на пользу тебе.
И не вздумай ты в скорбное время,
Передать свое горе кому,
Сам Господь исцелит твое горе,
Доверяйся Ему одному.
Пред иконой склонись головою,
Помолись ты в ночной тишине,
Бог невидимо будет с тобою,
Он твой врач, исцелитель душе.
Так иди же путем ты тернистым,
А широкий ты путь забывай,
И Господь помогать тебе будет,
Ты на помощь Его призывай.
(Народная).
4. Псалом 2. Искушения и скорби ниспосылаются для нашей же пользы
Все святые прошли тесным путём искушений и скорбей, терпением их принесли себя в благоприятную жертву Богу.
И ныне святым душам попускаются, по воле Божией, различные напасти, чтобы любовь их к Богу открылась во всей ясности.
Ничего не случается с человеком без соизволения и попущения Божия.
Христианин, желающий быть последователем Господа нашего Иисуса Христа, и соделаться по благодати сыном Божиим, рожденным от Духа, прежде всего, должен положить себе за правило, вменить себе в непременную обязанность, благодушное терпение всех скорбей: и телесных страданий, и обид от человеков, и наветов от демонов, и самаго восстания собственных страстей своих.
Христианин, желающий благоугодить Богу, более всего нуждается в терпении и твёрдом уповании на Бога. Он должен непрестанно держать это оружие в мысленной деснице, потому что лукавый враг наш, диавол, со своей стороны, употребляет все средства, чтобы во время скорби ввергнуть нас в уныние и похитить у нас упование на Господа.
Бог никогда не попускает на истинных рабов своих искушения, превышающего их силы.
Диавол озлобляет душу не столько, сколько хочет, но, сколько дозволено будет Богом.
Искушения и скорби ниспосылаются человеку для его пользы, и образованная ими душа делается сильною, честною пред Господом своим. Если она претерпит всё до конца в уповании на Бога, то невозможно ей лишиться благ, обещанных Святым Духом, и совершенного освобождения от страстей.
Души, будучи преданы различным скорбям, явным — наносимым человеками, или тайным – от восстания в уме непотребных помыслов, или телесным болезням, если всё это претерпят до конца, то сподобятся одинаковых венцов с мучениками и одинакового с ними дерзновения.
Мученики терпели напасти от человеков. Они охотно предавали себя на мучения, оказывали до самой смерти мужественное терпение. Чем разнообразнее и тяжелее был подвиг их, тем большую стяжевали они славу, тем большее получали дерзновение к Богу. Подвижники терпят напасти от злых духов. Чем большие напасти наносит им диавол – тем большую славу они получат в будущем веке от Бога, тем большего утешения они сподобятся от Святого Духа здесь, во время земного странствования, среди самих страданий своих.
Тесен и прискорбен путь, ведущий в жизнь вечную; мало ходящих по нему, но он – неотъемлемое и неизбежное достояние всех спасающихся. Не должно уклоняться с него! Всякое искушение, наносимое нам диаволом, будем претерпевать с твёрдостью и постоянством, взирая оком веры на награду – уготованную на небесах.
Каким бы мы не подвергались скорбям во время земной жизни, они никак не могут быть сравниваемы с благами, обещанными нам в вечности, или с утешением, которое дарует Дух Святый ещё здесь, или с избавлением от владычества страстей, или с отпущением множества долгов наших, – с этими неминуемыми следствиями благодушного терпения скорбей.
Господь мне помощник: не убоюся никаких бед, не предамся унынию, не погружусь в глубокое море печали. Слава Богу – за всё!
(Пс.2, сост. о. Серафимом (Медведевым) по творениям свт. Игнатия Брянчанинова, т.1, гл.32).
5. Псалом 3. Крест свой и крест Христов
Господь сказал ученикам Своим: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною.
Крест свой – есть скорби и страдания земной жизни, которые у каждого человека – свои.
Крест свой – есть пост, бдение и другие благочестивые подвиги, которыми смиряется плоть и покоряется духу. Эти подвиги должны быть сообразны силам каждого, и у каждого они – свои.
Крест свой – есть греховные недуги или страсти, которые у каждого человека – свои! С одними из них мы родимся, другими заражаемся на пути земной жизни.
Крест Христов – это учение Христово.
Суетен и бесплоден свой крест, каким бы ни был тяжёлым он, если через последование Христу не преобразится он в крест Христов.
Крест свой делается для ученика Христова – крестом Христовым, потому что ученик Христов твёрдо убеждён, что над ним неусыпно бдит Христос, что Христос попускает ему скорби, как необходимое и неминуемое условие христианства, что никакая скорбь не приблизилась бы к нему, если бы не была попущена Христом, что скорбями христианин усваивается Христу, соделывается причастником Его участи на земле, а потому и на небе.
Крест свой делается для ученика Христова крестом Христовым, потому что истинный ученик Христов почитает исполнение заповедей Христовых единственною целью жизни своей. Эти всесвятые заповеди соделываются для него крестом, на котором постоянно он распинает своего ветхого человека, со страстями и похотями его.
Вот почему для принятия креста, предварительно нужно отвергнуться себя, даже до погубления души своей.
Чтобы возложить на себя крест, должно прежде отказать телу в его прихотливых пожеланиях, доставляя ему одно необходимое для существования; должно признать свою правду – лютейшею неправдою пред Богом, свой разум – совершенным неразумием, и, наконец, предавшись Богу со всею силою веры, предавшись непрестанному изучению Евангелия – отречься от воли своей.
Совершивший такое отречение от себя, способен к принятию креста своего. С покорностию Богу, призывая Божию помощь для укрепления своей немощи, он смотрит без боязни и смущения на приближающуюся скорбь, уготовляется великодушно и мужественно перенести её, уповает, что посредством её он соделается причастником страданий Христовых, достигнет таинственного исповедания Христа не только умом и сердцем, но и самим делом, самою жизнию.
Крест дотоле тягостен, доколе он пребывает крестом своим. Когда же он преобразится в крест Христов, то получает необыкновенную лёгкость. «Ибо иго моё благо, и бремя моё легко» – сказал Господь.
(Пс.3, сост. о. Серафимом (Медведевым) по творениям свт. Игнатия Брянчанинова, т.1, гл.32).
6. Псалом 4. Знай: за Христа сыплются на нас скорби
Почему мы не подвергались таким и стольким огорчениям, когда служили миру и житейским попечениям? Почему теперь, когда приступили служить Богу, подвергаемся многообразным бедствиям? – Знай: за Христа сыплются на нас скорби, как стрелы. Пускает их в нас враг наш, диавол, чтобы ими отомстить нам за вечные блага, которые уповаем и стараемся получить, – а также, чтобы расслабить наши души печалью, унынием, леностью, и тем лишить нас ожидаемаго нами блаженства.
Христос невидимо сражается за нас. Этот крепкий и непобедимый Заступник наш разрушает все козни и ухищрения врага нашего.
Сам Он, Сам Он, Господь и Спаситель наш, шёл во время всей земной жизни Своей по тесному и прискорбному пути, – не по другому какому. Он был постоянно гоним, претерпел многие поношения, насмешки и напасти, – наконец, бесчестную смерть на кресте, между двумя разбойниками.
Последуем Христу! Смиримся подобно Ему! Подобно Ему не откажемся прослыть льстецами и умоисступлёнными, не пощадим чести нашей, не отвратим лица от заплеваний и ланит от заушений; не будем искать ни славы, ни красоты, ни наслаждений, принадлежащих миру сему; совершим земное странствование, как странники, не имеющие где главу приклонить; примем, примем поношения, уничижения и презрение от людей, как неотъемлемые принадлежности избранного нами пути; будем явно и тайно бороться с помыслами гордыни, всеусильно низлагать эти помыслы нашего ветхого человека, ищущаго оживить свое я, под различными правдоподобными предлогами. Тогда Сын Божий, сказавший: вселюся в них, и буду обитать в них, явится в сердце нашем, и дарует нам власть и силу связать крепкого, расхитить сосуды его, наступить на аспида и василиска, попрать их.
Отвергнем ропот, отвергнем жалобы на судьбу нашу, отвергнем сердечную печаль и тоску, от которых слабые души страдают более, нежели от самих скорбей. Отвергнем всякую мысль о мщении и воздаянии злом за зло.
Мужественно претерпим всё ради Господа, как следует претерпеть храбрым воинам, не страшащимся и смерти за Царя своего.
(Пс.4, сост. о. Серафимом (Медведевым) по творениям свт. Игнатия Брянчанинова, т.1, гл.32).
7. Псалом 7. Смерть за Христа, да будет желанна для тебя
Хочешь ли переносить скорби с лёгкостию и удобством? – Смерть за Христа да будет желанна для тебя. Эта смерть да предстоит непрестанно пред очами твоими. Умерщвляй себя ежедневно воздержанием от всех греховных пожеланий плоти и духа; умерщвляй себя отвержением своей воли и отвержением самооправданий, приносимых лжеименным разумом и лукавою совестью ветхого человека; умерщвляй себя, живо представляя себе и живописуя неминуемую смерть твою. Нам дана заповедь последовать Христу, взяв крест свой. Это значит: мы должны быть всегда готовы с радостию и веселием умереть за Христа. Если так устроим себя, то легко будем переносить всякую скорбь, видимую и невидимую.
Желающий умереть за Христа, какой напасти, какого оскорбления не претерпит великодушно?
Нам представляются тяжёлыми наши скорби именно оттого, что не хотим умереть за Христа, не хотим в Нём одном заключить все наши желания, все наши надежды, весь наш разум, всё наше достояние, всё существование наше.
Стремящийся последовать Христу и быть сонаследником Его, должен быть ревностным подражателем страданий Его. Любящие Христа и последователи Его обнаруживают и доказывают свой сокровенный залог тем, что претерпевают всякую ниспосылаемую им скорбь не только с благодушием, но и с усердием, и с ревностию, и с радостию, и с благодарением, возлагая на Христа всё упование.
Такое терпение – есть дар Христов.
Этот дар примет тот, кто испросит его смиренною и постоянною молитвою у Христа, доказывая искренность желания получить бесценный духовный дар терпения, принуждением и болезненным насилием нехотящего сердца к терпению всех встречающихся и случающихся скорбей и искушений.
Будем молить Господа, чтобы Он открыл нам таинство и даровал нам любовь креста Своего, чтобы сподобил нас претерпеть должным образом все скорби, которые попустятся нам всеблагим Божиим промыслом во времени, для спасения нашего и блаженства в вечности. Господь обетовал нам: претерпевший до конца – спасётся. Аминь.
(Пс.7, сост. о. Серафимом (Медведевым) по творениям свт. Игнатия Брянчанинова, т.1, гл.32).
8. Псалом 9. Терпеливое несение креста своего – есть истинное покаяние
Крест возлагается на плечи учеником Христовым тогда, когда ученик Христов признаёт себя достойным скорбей, ниспосланных ему Божественным промыслом.
Ученик Христов тогда несет правильно крест свой, когда признаёт, что именно ниспосланные ему скорби, а ни другие, необходимы для его образования о Христе и спасения.
Терпеливое несение креста своего, есть истинное зрение и сознание греха своего. В этом сознании нет никакого самообольщения. Но признающий себя грешником, и вместе с тем ропщущий и вопиющий с креста своего, доказывает тем, что он поверхностным сознанием греха лишь льстит себе, обманывает себя.
Терпеливое несение креста своего – есть истинное покаяние.
Распятый на кресте! Исповедайся Господу в праведности судеб Его. Обвинением себя оправдай суд Божий – и получишь отпущение грехов твоих.
Распятый на кресте! Познай Христа; – и отверзутся тебе врата рая.
С креста твоего славословь Господа, отвергая от себя всякий помысел жалобы и ропота, отвергая его, как преступление и богохульство.
С креста твоего благодари Господа за бесценный дар, за крест твой, – за драгоценную участь, за участь подражать Христу страданиями твоими.
С креста богословствуй, потому что крест – есть истинное и единственное училище, хранилище и престол истинного Богословия. Вне креста нет живого познания Христа.
Не ищи христианского совершенства в добродетелях человеческих. Там нет его; оно сокровенно в кресте Христовом.
Крест свой изменяется в крест Христов, когда ученик Христов несёт его с деятельным сознанием своей греховности, нуждающейся в казни, – когда несёт его с благодарением Христу, со славословием Христа. От славословия и благодарения является в страдальце духовное утешение; благодарение и славословие делаются обильнейшим источником непостижимой, нетленной радости.
Крест – есть сила и слава всех от века святых.
Крест – целитель страстей, губитель демонов.
Смертоносен крест для тех, которые креста своего – не преобразили в крест Христов, которые с креста своего – ропщут на Божественный промысел, хулят его, предаются безнадёжию и отчаянию. Несознающиеся и некающиеся грешники, на кресте своём умирают вечною смертию, лишаясь нетерпением – истинной жизни, жизни в Боге. Они снимаются с креста своего только для того, чтобы снизойти душами в вечный гроб – в темницы ада.
Крест Христов возносит от земли распятого на нём ученика Христова. Ученик Христов, распятый на кресте своём, мудрствует о вышнем, умом и сердцем жительствует на небе и созерцает таинства Духа во Христе Иисусе, Господе нашем.
«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною», – сказал Господь.
(Пс.9, сост. о. Серафимом (Медведевым) по творениям свт. Игнатия Брянчанинова, т.1, гл.32).