Сегодня прощеное воскресенье, — день который напоминает нам о том, что мы должны просить прощения за свои личные грехи, которыми мы согрешили по отношению к нашим ближним, вольно или невольно.
Отвечают обыкновенно словами: Бог простит. Свидетельствуя этим, что я лично прощаю и не имею ничего лично против тебя, — что в моей душе нет чувства личной обиды, злопамятства по отношению к тебе. То есть, каждый из нас может простить только те грехи, которые были совершены лично против нас. К этому относятся только грехи, которые мы совершили по отношению к ближним.
И когда кто-то искренно просит прощения за эти грехи по отношению к ближним, то и Бог его прощает. Поэтому тот у кого просят прощения и говорит: Бог простит.
Грехи же которые мы совершаем перед Богом, и которые нуждаются в прощении от Бога, — может прощать только Бог. К этому относятся все остальные грехи и страсти, которыми мы одержимы и не находимся в состоянии борьбы с ними. К этому относятся: ложное учение, неправые ложные понятия, которые имеют влияние на нашу нравственность, питая в нас наши страстные чувства, одержимость теми или иными страстями, отсутствие борьбы с ними.
Аноним: Почему возникло Прощёное Воскресенье?
О.Серафим: Это было связано с наступлением Великого поста.
Господь говорит: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Матф.5:23,24). То есть, если ты приносишь молитву Богу (чувство обращенное к Богу) на алтаре своего сердца, то по словам Господа, если ближний твой имеет что-то лично против тебя, то оставь молитву свою и сначала примирись с ним, попроси прощения (в чём ты согрешил против него, нарушив заповедь Божию), а потом уже приноси свою молитву, обращайся к Богу.
И тогда уже входи в своё сердце, возгревай чувства на алтаре своего сердца, и обращай их к Богу.
Пока ты не примирился, ты не можешь принести чувства, обращённые к Богу. Потому что они осквернены злопамятством, обидой, недовольством, уязвленным самолюбием, самостно-гордостным духом. Если будешь приносить Господу чувства осквернённые этими страстями, то это не Ему будет жертва, а дьяволу, — это будет уже духовная прелесть, самообольщение. Вот для того, чтобы извергнуть из себя эти страстные чувства, а чувства приносимые Богу оставались чистыми, Господь и предписал это, — попросить прощения у ближнего; но только за то, что не противно воле Божией, божественным заповедям.
Так как нельзя просить прощения в том, что противно заповеди Божией, иначе ты станешь соучастником нечестия и зла, пойдешь против воли Божией. И ради примирения во зле станешь врагом Богу. — Например, когда тебя склоняют или принуждают к нечестию или к греху, к зловерию, а ты не соглашаешься на это, не идешь у них на поводу. И они или кто-то за это обижаются на тебя; то в таком случае нельзя просить прощения за то, что ты не согласился с ними, хотя бы они за это и обиделись на тебя. Ибо в противном случае, это будет ложное смирение, соглашающееся на соучастие во зле или нечестии, лишь бы не обидеть ближнего. — Но это уже лукавое вовлечение человека во зло, под лукавым, благовидным предлогом прощения и незлобия, применяемым не к месту, не к времени, что надо мол простить, лишь бы не обижались на тебя. Но. Мы должны ненавидеть нечестие, грех, порок и страсти, и не соглашаться с ними или на соучастие в них, ни под какими лукавыми, благовидными предлогами, так как это является погибельным для души. И при этом, не иметь личной ненависти ни к кому.
Великим постом мы хотим встать на путь более внимательной и усиленной борьбы с нашими страстями, которыми мы согрешаем пред Богом; и исходя из этой борьбы и приносить уже нашу молитву к Богу. Вот потому и было установлено Прощёное Воскресенье. — Нужно просить прощения у тех, кого ты обидел, или у того, кто обижается лично на тебя. Если ты кого-то обидел, и он знает об этом, то нужно внешне показать человеку, что ты лично не имеешь против него ничего, попросить у него прощения. Если лично тебя кто-то обидел, то нужно исторгнуть из своего сердца злопамятность, чувство обиды или недовольства, ненависти или злобы, и показать этому человеку, что ты не обижаешься и не помнишь зла тебе сотворённого. То есть, необходимо постоянно вести борьбу с проявлениями этого духа в себе. Тогда совесть будет удовлетворяться, и ты как ребёнок, в простоте, можешь приносить молитву Богу, и Он её примет. И так всегда, в пост или не в пост.
Так и в молитве «Отче наш», мы просим простить долги наши, как и мы прощаем всем должникам нашим, которые согрешили в чем-либо лично по отношению к нам. Мы показываем, что в настрое своей души не держим никакого страстного, греховного чувства по отношению к тому человеку, который согрешает лично против нас, — не осуждаем его, не ненавидим, не раздражаемся, не обижаемся. В молитве мы и говорим Господу, что мы в настрое нашего духа простили всем должникам нашим, кто согрешил лично против нас, поэтому и просим, чтобы Бог простил нас. Отсюда и условия для прощения Господом наших грехов, по отношению к ближним, – чтобы мы простили всех, т.е. поимели чувства незлобия, сострадательной любви, смирения и душевной простоты, к тем, кто согрешил в чем-либо лично по отношению к нам.
Хотите, чтобы Бог простил вас за ваши грехи по отношению к ближним? — Приобретайте настрой души свободный от страстных чувств, — от неприязни, обиды, недовольства, злопамятства. А вместо этих страстных чувств возгревайте чувство сокрушения и смирения, добродушия и сострадательной любви, чувство незлобия и душевной простоты. И тогда Бог простит вас, т. е. подаст дар Благодати и покроет все эти ваши грехи, по отношению к ближним. — Потому что ты незлобивый, в тебе есть сострадательная любовь, снисходительность и смирение, в твоих отношениях с ближними. Только в таком настрое духа, ты можешь встать на путь борьбы с остальными своими страстями, и проходимый пост будет угоден Богу. Вот почему перед началом поста – Прощеное Воскресенье.
Вот средства для спасения, они всегда при вас, вы можете всегда поиметь их, в любой момент времени, дня и ночи. Приобрести верные душевные чувства, правильно их направить по отношению к ближним, ко всем остальным, согрешающим лично против вас. Ваша судьба в ваших руках и вечность тоже! — Что посеешь, какие чувства посеешь и будешь взращивать в настрое своей души, — то их и пожнёшь там, за гробом.