Аноним: Как быть мирянину в семейной жизни, в супружеских отношениях, особенно в период постов?
о.Серафим: Наставление супругам свт.Феофана Затворника: ««Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а (потом) опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор.7:5).
Что это значит? Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому, что от такого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ибо если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более будут предаваться ему, если лишить их этого утешения. Хорошо сказал: «не уклоняйтесь друг от друга»; ибо воздерживаться одному против воли другого, значит лишать, а по воле,– нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, нарушая справедливость и тем подавая мужьям повод к распутству и всё приводя в расстройство. Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть из двух супругов жена воздерживается, тогда как муж не хочет этого. Что будет? Не станет ли он тогда предаваться прелюбодеянию, или, если не станет прелюбодействовать, то не будет ли скорбеть, беспокоиться, раздражаться, гневаться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой. Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров! Если в доме муж и жена не согласны между собою, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с правителем руля. Посему Апостол и говорит: «не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве». Здесь он разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, ибо если бы совокупляющимся он запрещал молиться, то как можно было бы исполнять заповедь о непрестанной молитве? Следовательно можно и с женою совокупляться и молиться: но при воздержании молитва бывает совершеннее. Не просто сказал: да молитеся, но: «для упражнения в молитве», потому что брачное дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения. И «опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана». Дабы не подумали, что это – закон, присоединяет и причину. Какую? «Чтобы не искушал вас сатана». А дабы знали, что не дьявол только бывает виновником прелюбодеяния, прибавляет: «невоздержанием вашим»» (св.Златоуст).
Заповедует воздерживаться во время поста для усерднейшей молитвы: может это идти ко всем церковным постам, особенно же к говению. Прекращать воздержание советует, – «чтобы не искушал вас сатана». Следовательно, если нет опасности, то можно воздержание и продолжить. Видно, что Апостол хотел бы, чтобы воздержание держали будто закон, а сходились только уступая крайней необходимости, которая определяется не пожеланиями, а естеством и даже не естеством, а благоразумием.
«Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление» (1Кор.7:6).
Что в известные времена должно воздерживаться супругам, это есть закон и естества. К этому прилагает свое требование и закон богоугождения. Но как все сие уладить и упорядочить, этого предписаниями определить нельзя. Оставляется это взаимному согласию и благоразумию супругов. – «Как позволение»: как совет, предлагаю в качестве совета: «не как повеление», не как повеление даю; слово мое не имеет силы предписания закона» (свт. Феофан Затворник, «Толкование на Первое послание к Коринфянам», гл.7: 5-6).