Приобретайте душевную простоту, незлобие, как бы плохо вам не сделали, обругали, унизили, вменили ни во что. Тогда на душе будет спокойствие, мир, тишина. Из-за чего мы страдаем, мучаемся? Из-за того, что в мыслях крутятся вопросы, исходящие из духа самости и гордыни: «Как могли мне это сделать, как могли так сказать?» И в душе начинает нарастать чувство недовольства, обиды, раздражения, возмущения, неприязни. И кого мы в итоге мучаем? – Самих себя. И это смиренномудрие? – Это дух самости и гордыни, который восстаёт в нас. А ты возьми в это время, смирись в духе: «Достойное за грехи мои принимаю, так мне и надо. Ничего доброго нет в сердце моём. — Господа моего вообще распяли ни за что, а я – кто?» А мы чуть что, то тут же, – недовольство, обида, возмущение, неприязнь. И по чьим стопам ты, получается, тогда идешь? По стопам Христовым, или за сатаной? Ведь это ж проявление сатанинского духа – гордого, не смиряющегося перед Промыслом Божиим.
А ты, в отношении тех людей, лучше возьми и возгрей в себе чувство сострадательной любви, и у тебя на душе станет легче, светлее; тогда и терпеть будет нечего.
Отчего нам приходится терпеть скорбь? – От сочувствия к духу самости и гордыни. Этот дух не хочет простить, что не по его-ному, — не хочет смириться, не хочет снисходительную, сострадательную любовь проявить. А нужно же смириться и сказать: «Всё правильно, всё верно, за мои грехи, ещё и не то полагается!».
Авва Пимен Великий говорит, что укоряющий себя, куда бы он ни пошёл, на всяком месте имеет покой. Почему? – Потому что он заранее считает себя достойным всякой скорби, страдания, которые ему приключатся. И нет, говорит, ничего беспечальнее этого состояния. А мы же, не делая этого, то есть, не смиряя свой дух, хотим иметь покой. – Но это же абсурд! При этом мы говорим: «Я ищу Истину, ищу спасения души». – Да ты посмотри, ведь ты сам себя обманываешь, лукавый! И получается, чего ты, на самом деле, ищешь? – Удовлетворения своего духа самости и гордыни, вот и всё. Посмотри по жизни на себя, каждый день во искушениях, — посмотри, чего ты ищешь в настрое своего духа? Понаблюдай внимательно за настроем своего духа во искушениях, и увидишь.
И только когда ты начнёшь смиряться в душе своей, по настрою своего духа, – и в отношении тех, от кого идут искушения, будешь возгревать чувство сострадательной любви, в молитве за них: «Помоги им, Господи, несчастным, им тяжело, их страсти мучают, а меня прости, грешного, что не могу понести немощи ближнего. Прости, Господи, ибо ничего доброго не имею в сердце своем, надеюсь только на Твою милость», – то вот только тогда и начнёт, мало-помалу, появляться чувство смирения, и тогда ближнего терпеть уже не нужно, потому что дух самости и гордыни будет смиряться, попираться, и тогда терпеть уже будет нечего. Тогда и наступит состояние благости. Тогда можно терпеть долго. Вот откуда и рождается долготерпение.
Хотите иметь долготерпение, один из плодов Духа? Приобретайте истинное смирение, и тогда будет истинное терпение: «Дом души – терпение: потому что она живет в нем, пища души – смирение: потому что она питается им, сказал св.Илия Екдик. Точно: питаясь пищею смирения, можно пребывать в святом дому терпения. Хочешь ли неисходно пребывать в святом дому терпения? – Запасись пищею, необходимою для такого пребывания: стяжи и умножай в себе помышления и чувствования смиренные» (свт.Игнатий Брянчанинов,т.1,гл.30).
И тогда, когда ты столкнёшься с искушающим тебя, а у тебя уже – не чувство неприязни, раздражения или недовольства, а чувство, благодушия и великодушия, на душе – мир и спокойствие, проистекающие от чувства смирения. Так вы каждый день можете иметь это в душе, во искушениях. И это главное, что надо искать. Мы ради этого в Церковь и приходим, – чтобы нам в душе вот это приобрести, чтобы перейти за гроб, вот в этом настрое духа, и остаться в нём навечно. А иначе, зачем нам приходить в Церковь? Для чего? Для того чтобы поститься, молиться? Какие-то внешние обряды делать и исполнять? – Нет, цель не эта, а та, чтобы должный настрой духа, в чувствах и ощущениях, в се6е воспитать, – вот для чего мы приходим в Церковь. Вот к этому и надо стремиться, в этом цель и смысл нашей жизни. Стремиться приобретать плоды духа, истинные добродетели, – в этом спасение. С вас Бог на Страшном Суде спросит, именно вот это.