Аноним: Батюшка, Христос говорит «Дам Вам имя новое имя лучшее, имя вечное» — О каком имени он говорит, об имени, называться христианином?
о.Серафим: «“Побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает” – образ взят от ветхозаветной манны, которая была прообразом “Хлеба небесного, сошедшего с небес”, то есть Самого Господа Иисуса Христа. Под этой манной надо понимать живое общение в будущей блаженной жизни с Господом. Метафорическое выражение о “белом камне” имеет свое основание в обычае древности, по которому победителям на общественных играх и состязаниях вручались белокаменные таблички, которые они предъявляли потом для получения присужденных им наград. У римских судей был обычай собирать подачу голосов камнями белыми и черными. Белые означали одобрение, черные – осуждение. В устах Тайновидца белый камень символически обозначает чистоту и невинность христиан, за которую они получают награду в будущем веке. Давать имена новым членам царства свойственно царям и владыкам. И Царь Небесный даст всем избранным сынам Своего Царства новые имена, которые будут означать их внутренние свойства и их назначение и служение в Царстве Славы. Но так как никто не “знает из человеков, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем” (1Кор. 2:11), то и новое имя, данное человеку Всеведущим Владыкою, будет известно лишь получающему это имя (ст. 12-17).» (Апокалипсис или Откровение святого Иоанна Богослова. Архиепископ Аверкий (Таушев)).
«Манной образно называются будущие блага, как сходящие с неба, откуда и горний Иерусалим. – Сiи блага получат победившие диавола, они же, удостоившись десной части, получать и камень бел, т. е. побеждающий и, неизвестное в настоящей жизни, новое имя. Ибо «око не виде, ухо не слыша и ум не уразумел будущих благ и нового имени, которое наследуют святые» (1 Кор. 2, 9).» (Толкование на Апокалипсис. Свт.Андрей Кесарийский).
«Побеждающему дается «белый камень», на котором написано новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто его получил…
Не упорствуя в своем предположении, думаю что «белый камень» должен означать святость, а новое имя, никому неизвестное, кроме получившего его, означает некоторый переход Церкви к «невидимому» состоянию. То есть можно заключить, что со времени превращения Церкви в государственную стало уже внешне «невидимым», «неизвестным», кто к ней действительно принадлежит, так что лишь сам получивший таинственное «новое имя» чувствует, что он действительно Христов. О множестве же других видимых членов Церкви уже невозможно судить, кто они такие: христиане или нет, идут ли ко спасению или не думают об этом?» (Апокалипсическое учение о судьбах и конце мира. Лев Тихомиров).