О Церкви
Церковь – Спасительная благодать Духа Божия, сошедшая в день Св.Пятидесятницы на апостолов.
Церковь – “Благодать Божия, которая и есть, собственно, предмет веры в Церковь” (Православный катехизис,п.252).
Церковь – “Единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати” (Русский богослов Алексей Хомяков, “Церковь одна”).
Церковь – “Церковь Христова это ничто иное, как Царство Божие, а Оно, по словам Спасителя, внутри нас” (Новосвящмуч. Павел Кратиров, “Первое письмо епископа”).
Церковь – “Церковь в её полноте, как духовный организм, не есть ни собирательное существо, ни существо отвлеченное: это есть Дух Божий, который знает сам себя и не может не знать” (Русский богослов Алексей Хомяков, «Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях»).
Церковь – “Мы говорим: “верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь”… в Нее, в самое Ее собственное существование мы веруем, потому что оно разумом нашим не постигается, а является откровением Божественного Разума на земле. И в этом Разуме (Он же Дух Святой, Дух Истины) мы участвуем только посредством любви (изливаемой в сердца живых членов Церкви Духом Святым – Рим. 5, 5)” (Новомуч.Михаил Новоселов, «Письма к друзьям», п.11).
Церковь – “Столп и утверждение истины” (1Тим.3:15).
Церковь – “Церковь есть откровение Святого Духа, даруемое взаимной любви христиан, той любви, которая возводит их к Отцу через Его воплощенное Слово, Господа нашего Иисуса” (Русский богослов Алексей Хомяков, «Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях»).
Церковь – “Тело Христово” (1Кор.12:27).
Церковь – “Единство по благодати Божией, а не по человеческому установлению, таково единство Церкви” (Русский богослов Алексей Хомяков, «Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях»).
“Вселенская Апостольская Церковь – это не церковь русская, или греческая, или какая бы то ни было поместная иная. Ибо ею спасается весь род человеческий, и святится вся земля, Север и Юг, Восток и Запад… Не о русской, не о греческой или какой бы то ни было иной поместной церкви сказано, что она пребудет до конца времен, а Вселенская Христова Церковь – бессмертна” (новомуч.Михаил Новоселов, «Письма к друзьям», п.11).
“Церковь называется единою, святою, соборною (кафолической и вселенской), апостольской, потому что она едина, свята, потому что она принадлежит всему миру, а не какой-нибудь местности, потому что ею святится все человечество и вся земля, а не один какой-нибудь народ или страна; потому что сущность ее состоит в согласии и в единстве духа и жизни всех ее членов, по всей земле” (Русский богослов Алексей Хомяков, “Церковь одна”).
О Соборности
Соборность это – “По православному, кафолическому, христианскому учению соборность действует в той взаимной любви, которая связывает все множество отдельных членов Церкви. Святой апостол Павел говорит, что сердца христиан соединены в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол. 2, 2–3)” (Новомуч.Михаил Новоселов, «Письма к друзьям», п.11).
Соборность это – “Соборность в Христовой Церкви проявляется в согласии всех членов между собою. Это согласие не приурочивается к какой-либо поместной церкви, к какому-нибудь географическому пункту, к какому-нибудь иерарху или собранию иерархов, а связывает всех причастных к Церкви членов и не нуждается ни в каких юридических регламентациях, так как самобытная его сила действует вне постижимых для разума нашего правил. Оно просто существует и само определяет все остальные явления церковности, вместо того, чтобы быть определяемым ими. Одно из этих явлений – вселенские соборы” (Новомуч.Михаил Новоселов, «Письма к друзьям», п.11).
Соборность это – “Вселенскость, непогрешимость, соборность имеются везде, в каждом подлинном, тождественном с церковною верою свидетельстве, даваемом по участию в Святой Церкви кем бы то ни было: Собором, великим или малым, или отдельным лицом, хотя бы даже юродивым или ребенком” (Новомуч.Михаил Новоселов, «Письма к друзьям», п.11).
Соборность это – “Дух свидетельствует о Себе в Христовой Церкви когда хочет, где хочет и как хочет, потому что не мы являемся мерою для Духа, а Дух является мерою для нас. Вот православный ответ на вопрос, кто именно в каждом случае является непогрешимым органом Святого Духа в Церкви. Дух Сам Его в каждом случае Себе выбирает. Потому что не орган, по праву своему, преподает себя Духу, а Дух, по милости Своей, преподает Себя органу. Этим раз навсегда устраняются все приемы юридического определения соборности, доступной только вере и любви, а не разуму. Вот оно, непоколебимое православное учение вселенской Апостольской Церкви” (Новомуч.Михаил Новоселов, «Письма к друзьям», п.11). Об этом еще здесь
Об этом так же есть здесь: О Церкви и ложных понятиях (v),
О главном и второстепенном в Церкви (v),
Авторитет, истина и священство (v),
Епископ, Церковь и авторитет (v),
Скайп-беседа 5.04.2013, 76(v).