Аноним: Батюшка, расскажите, пожалуйста, как правильно понимать слова Христа «предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф. 8:22) в отношении своих родных? Дело в том, что некоторые люди понимают это как вовсе оставлять своих близких, кто в Бога не верует, не является православным, христианином, и удаляться от них в места другие, или понимают как игнорирование всех просьб со стороны таковых родственников и т.п.
О.Серафим: Свт.Иоанн Златоуст: «Другой же некто, продолжает евангелист, сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего (Матф. 8: 21). Видишь ли различие? Тот бесстыдно говорит: «пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел»; а этот, даже испрашивая позволение на благочестивое дело, говорит: «позволь мне». Впрочем, Христос не позволил, а сказал: «предоставь мертвым погребать своих мертвецов», ты же «иди за Мною» (ст. 22). Спаситель везде обращал внимание на намерение. Но почему, скажет кто-либо, не позволил? Потому что и без него было кому исполнить то дело, и умерший не остался бы без погребения; между тем ученику не должно было удаляться от дела более необходимого. Сказав же: «своих мертвецов», показывает, что мертвец не Его. Умерший, по моему мнению, был из неверовавших. Если же ты удивляешься юноше в том, что он спрашивал Иисуса о столь необходимом деле и не удалился самовольно, то тем более подивись тому, что он остался при Иисусе и тогда, когда получил запрещение. Но скажет кто-либо: не быть при погребении отца не было ли знаком крайней неблагодарности? Если бы он сделал это по лености, то оказал бы неблагодарность; но если сделал это для того, чтобы не прервать необходимейшего дела, то в таком случае удалиться было бы знаком величайшего неразумия. Конечно, Иисус запретил ему не потому, чтобы повелевал не воздавать почтения родителям, но с целью показать, что ничто не должно быть для нас необходимее небесного, и что с великим тщанием должно стараться о небесных благах и не забывать о них даже на самый краткий срок, хотя бы отвлекали от того самые нужные и неминуемые дела. В самом деле, что может быть необходимее погребения отца и что легче? На это потребно было немного времени. Если же и настолько времени, сколько нужно для погребения отца, не безопасно оставлять духовные предметы, то представь, чего будем достойны мы, которые всегда оставляем дела христианские и самое маловажное предпочитаем необходимому, и без всякого побуждения предаемся нерадению. Далее, мудрости учения Спасителева должно удивляться и потому, что Он сильно привлек к Себе юношу словом и, вместе с тем, освободил его от бесчисленного множества зол, как-то: от рыданий, плача и всего отсюда происходящего. Действительно, после погребения нужно было рассматривать завещания, заниматься разделом наследства и всем прочим, что происходит в таких случаях, – и таким образом, волна за волной, унося его все дальше, весьма далеко увлекли бы от пристанища истины. Потому-то Христос влечет и прикрепляет его к Себе. Если же ты еще удивляешься и смущаешься тем, что ему не было дозволено находиться при погребении отца, то вообрази, что многие не дают знать малодушным о смерти их ближних и не допускают быть при гробе, хотя бы умер отец, или мать, или сын, или другой кто-либо из родственников, и мы за это не обвиняем их в жестокости и бесчеловечии – и весьма справедливо. Напротив, допускать малодушных предаваться плачу – было бы делом жестокости.
Но если худо плакать и сокрушаться о сродниках, то гораздо хуже удаляться от духовных наставлений… Итак, отсюда научаемся мы тому, что не должно терять и малого времени, хотя бы было бесчисленное множество побуждений к тому, но всему, даже самому необходимому, должно предпочитать духовное, и знать, в чем состоит жизнь и в чем смерть» (свт.Иоанн Златоуст, «Толкование на Евангелие от Матфея», Беседа 27).
То есть, здесь мысль не та, что надо оставлять своих родных и близких, неверующих или иноверных, а та, что должно предпочитать, когда это встает, как выбор в жизни. То есть, что духовное, необходимое для спасения души, должно предпочитать всему. Ибо «Иисус запретил ему не потому, чтобы повелевал не воздавать почтения родителям, но с целью показать, что ничто не должно быть для нас необходимее небесного, и что с великим тщанием должно стараться о небесных благах и не забывать о них даже на самый краткий срок, хотя бы отвлекали от того самые нужные и неминуемые дела».
То есть, эти слова Христа относятся к каким-то конкретным случаям. Об этом и говорится в другом Евангелии: «Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие» (Лук.9:60). Проще говоря, он был занят важным делом в данный момент времени, «а ты иди, благовествуй Царствие Божие», и потому не мог от этого отлучиться. Ибо Христа, Мессию-Спасителя всего мира, и исполнение Его поручений, не каждый день своей жизни могли иметь ученики. А только какой-то период времени. Поэтому-то, это дело и было очень важным, чрезвычайной важности.
Так некоторые не могут приехать на похороны своих родственников, по причине каких-либо важных земных своих дел. Кто-то не может приехать на похороны, по причине того, что его начальство не отпускает с работы (по какой-либо важной причине), или по причине болезни своих детей, или потому, что ему не на кого оставить больного человека или своих детей, или потому, что его выгонят с работы, а другой нет. И много других уважительных причин, по которым люди не приезжают на похороны своих родственников или родителей. И никто их за это не осуждает, так как все понимают, что причина, мол, уважительная, поэтому тут ничего не поделаешь.
Вот так же и здесь, в данном Евангельском изречении, речь идет об очень уважительной причине, по которой ученик не мог пойти на похороны своего отца. И это не тот случай, что там не кому было похоронить. А были родственники, которые позаботились о похоронах: «Потому что и без него было кому исполнить то дело, и умерший не остался бы без погребения». По этой-то причине, «ученику не должно было удаляться от дела более необходимого». То есть, это был один из учеников Христовых, избранный на дело апостольское.
А так же, «после погребения нужно было рассматривать завещания, заниматься разделом наследства и всем прочим, что происходит в таких случаях, – и таким образом, волна за волной, унося его все дальше, весьма далеко увлекли бы от пристанища истины. Потому-то Христос влечет и прикрепляет его к Себе». Чтобы, таким образом, он не отпал от дела апостольского, от дела спасения своей души и душ ближних.
И «если бы он сделал это по лености», или по презрению к умершему, «то оказал бы неблагодарность». Но он поступил так, потому, что у него было очень уважительная причина не идти на похороны, – это исполнение поручения Христа, Мессии-Спасителя всего мира, которое он дал исполнить, на данный момент времени, своему ученику-апостолу: «а ты иди, благовествуй Царствие Божие». Ибо Он посылал учеников-апостолов на проповедь, по всей Иудеи, чтобы они шли и проповедовали о пришедшем Мессии, Спасителе Христе, призывая народ к тому, чтобы они уверовали в Него. «Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедывать Царствие Божие» (Лук.9:1,2).
Поэтому, в данном изречении нет запрета на участие в похоронах своих неверующих родственников или родителей. В данном изречении речь идет о каких-либо уважительных, исключительных случаях, когда человек не может прийти на похороны своих родственников или родителей.
В данном случае, это было сказано ученику-апостолу, который должен был идти проповедовать, по всей Иудеи, о пришествии Мессии-Спасителя, которого несколько тысячелетий ожидал весь Израиль, и весь мир, от грехопадения Адама. Это было необходимо для того, чтобы люди приняли своего Мессию, которого они ожидали, Господа Иисуса Христа, и уверовали в Него. Поэтому, для ученика-апостола, это было дело чрезвычайной важности, которое нельзя было оставить ни на минуту.
***
А так же, в данном изречении, содержится та мысль, что дух человека должен быть устремлен к спасению своей души и душ ближних, и он должен об этом стараться более всего в своей жизни.
Эта же самая мысль содержится в словах Христа: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матф.6:33). Это значит, что во главу угла жизни человека должно быть стремление к спасению, через посредство воспитания верного душевного настроя, во искушениях каждый день с ним приключающихся. Но это не значит, что у человека не должно быть ни каких земных забот. А это значит то, что у него не должно быть духа многозаботливости и многопопечительности. То есть, при совершении всех своих земных забот и житейских попечений он должен стараться о том, чтобы не отдаваться каким-либо страстным чувствам, а бороться за чистоту своих чувств. Чтобы, таким образом, иметь верные душевные чувства, перед Богом: дух сокрушенный и смиренный, дух кроткий, милостивый и незлобивый, дух добродушия и душевной простоты.
***
Поэтому, исходя из всего вышесказанного, те, кто, не имея дел чрезвычайной важности, могут заниматься своим спасением, в обыденной, повседневной жизни, но, при этом, отвергают своих родственников, в каких-либо случаях или нуждах, или просто так, – только потому, что они неверующие, – неверно ссылаются на это изречение Христа. И на самом деле, не исполняют заповедь Христа, а ее нарушают.
«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф.6:1-3).
«Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу… И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол.3:20,23).
«Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу» (1Тим.5:4).
Но при этом нужно учесть, что всякая покорность родителям не должна идти против совести. Поэтому, если родители требуют того, что противно совести и заповедям Божиим, то на это не должно соглашаться. Ибо это будет уже послушанием воле бесовской. То есть, не должно повиноваться только в том, что идет против совести и заповеди Божией, – когда влекут на нечестие и грех. Вот к таким случаям и относятся все такие изречения из Св.Писания и Предания.
Святитель Иоанн Златоуст по поводу этого говорит так: «Если же Павел многое заповедует о родителях, и велит во всем им повиноваться, не дивись. Он велит повиноваться им только в том, что не противно благочестию. Святое дело – воздавать им всякое иное почтение. Когда же они потребуют более надлежащего, не должно им повиноваться» (Толкование на Евангелие от Матфея, Беседа 35).
А так же ап.Павел говорит и о непокорности, – «Знай же, что в последние дни… люди будут самолюбивы… родителям непокорны» (2Тим.3:1-5), – которая в вопросах несущественных и не идущих против совести и заповедей Божиих. То есть, это непокорность, которая исходит из духа самости и гордыни, из духа самолюбия и самоуверенности. Но при этом, эта греховная и страстная непокорность может прикрываться словами Св.Писания и Предания, в которых говорится об оставлении родителей и родственников, или неповиновении им, применяя их совершенно не к месту, не к времени. Ибо в этих изречениях Св.Писания идет речь только о тех случаях, когда человека влекут к греху и нечестию, к отречению от Христа. А они применяют эти изречения тогда, когда что-либо идет против их духа самости и гордыни, когда задевается их самолюбие, кода нет удовлетворения духу самоугодия. Но они лукаво прикрывают свои страсти этими изречениями, применяя их не к месту, не к времени, оправдывая это тем, что родственники, мол, неверующие, или не живут по вере.
Таким образом, современный христианин (по одному только лишь названию, а не духу) не желая отсекать в себе эти страстные движения и проявления духа самости и гордыни, – возникающие в нем, как его реакция на обыденные искушения, – обвиняет рядом с ним находящихся в том, что они не христиане, что они еретики или безбожники. И поэтому, мол, с ними невозможно жить, т.к. с ними только одни грехи. Но в реальности, он и с христианами не сможет жить, и будет дальше искать обвинения и самооправдания, что нынче, мол, христиане не такие, как надо. А на самом деле, он не видит того, что это он, – одержим духом самости и гордыни, духом самоуверенности и самолюбия, душевного сладострастия. Это он, – не несет никаких искушений от людей, на простом бытовом уровне, и, впадая в страстные состояния духа, таковым душевным настроем отрекается от Христа. Причина этого есть та, что такой человек использует христианство, как средство для самоутверждения, т.е. для утверждения в духе самости и гордыни, в первородном грехе. Он-то, как раз, и находится в духе языческом, в духе антихристовом. Он только лишь устами, умовыми и рассудочными понятиями приближается ко Христу. А сердце его, будучи объято этим страстным настроем духа, далеко отстоит от Христа. О таковых и говорит Христос: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Матф.15:7-9).
И если искренно рассмотреть, внутренние побуждения, почему он хочет убежать от своих родственников? То выяснится то, что он ищет того, чтобы его никто не трогал, не колупал, не доставал, не «капал ему на мозги». Он думает, – ему кажется, – что таким путем он уйдет от душевных скорбей и страданий. То есть, он ищет ложного душевного покоя, которого ищут все, в том числе и неверующие люди. Но только он пытается все это прикрыть христианством, будучи одержим такою иллюзией.
Ибо для того, чтобы приобрести истинный душевный мир и покой, надо для этого приобрести кроткий и смиренный дух, как об этом сказал Христос: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Матф.11:29).
Для приобретения такого покоя Христос предлагает взять иго скорбей, которые приключаются с нами в ежедневных искушениях от родственников и ближних, по причине неудовлетворенного духа самости и гордыни.
Мы привыкли, по жизни, удовлетворять свою самость, поэтому-то, когда она не удовлетворяется, и происходит скорбь. От этой скорби, люди пытаются убежать, впадая в дух недовольства, раздражения, обиды, неприязни, уныния, депрессии и т.п. Или попросту, пытаются, чисто внешне, удалиться от источника искушений, полагая, что причина их скорбей и страданий в этом источнике искушений. Но это иллюзия и самообман. Ибо «каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак.1:14). То есть, каждый искушается, – входя в страстное состояние и, таким образом, лишаясь душевного мира и покоя, – по той причине, что он идет на поводу своего духа самости и гордыни, первородного греха, ища его удовлетворения. И куда бы он на земле не пошел, и где бы ни поселился жить (хоть в пустыне), с ним везде будет причина его скорби и страдания, – это дух самости и гордыни, первородный грех. И ни где он не найдет покоя от этого духа. Путь к тому, чтобы обрести покой от этого духа состоит в воспитании, в себе, иного настроя духа. Это и указывает Христос, предлагая научиться духу кротости и смирению сердечному, и только тогда, Он говорит, «найдете покой душам вашим» (Матф.11:29), который вы ищете, всю вашу жизнь.
Вот он путь к приобретению истинного, непоколебимого душевного мира и покоя, – это приобретение духа сокрушенного и смиренного, духа кроткого, милостивого и незлобивого, духа добродушия и душевной простоты духа любви к правде и истине. А приобретается этот настрой духа, через борьбу с проявлениями духа самости и гордыни, со своими страстями, в ежедневных искушениях от своих близких и далеких, дома, в семье и на работе.