1. /
  2. Вера
  3. /
  4. Символ веры
  5. /
  6. О девятом члене Символа...

О девятом члене Символа Веры

9. По-славянски: Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь.

По-русски: (Верую) и во единую Святую, Соборную и Апостольскую церковь.  

В девятом члене Символа Веры говорится о Церкви Христовой, которую основал Иисус Христос, посредством Божественной искупительной Благодати, которая снизошла в день Святой Пятидесятницы на Апостолов, для освящения грешных людей и воссоединения их с Богом.

Церковь – это благодать Духа Божия, Духа Святого, сошедшая в день Святой Пятидесятницы на Апостолов, со всеми присущими ей дарами и Таинствами.

Церковь это «Единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати» (Русский богослов Алексей Хомяков, «Церковь одна»).

«Церковь в её полноте, как духовный организм, не есть ни собирательное существо, ни существо отвлеченное: это есть Дух Божий, который знает сам себя и не может не знать» (Русский богослов Алексей Хомяков, «Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях»).

Когда «мы говорим: «верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь»… в Нее, в самое Ее собственное существование мы веруем, потому что оно разумом нашим не постигается, а является откровением Божественного Разума на земле. И в этом Разуме (Он же Дух Святый, Дух Истины) мы участвуем только посредством любви (изливаемой в сердца живых членов Церкви Духом Святым — Рим. 5, 5)» (Новомуч.Михаил Новоселов, «Письма к друзьям», п.11).

Когда мы говорим в Символе веры: «Верую во… Церковь» (9 член Символа веры), то под этим подразумевается благодать Духа Божия, сошедшая в день Св.Пятидесятницы на апостолов, а не земная церковная организация или собрание людей.

Церковная организация может принадлежать к Церкви, а может и не принадлежать. Если общий путь той или иной церковной организации отступает от Истины, от верности духу Христову, – от воли Божией, на текущий момент времени жизни на земле, – то она отпадает от Церкви.

Но смысл прихождения человека в церковь (церковную организацию), – которая претендует на то, что она принадлежит к Церкви, и поэтому, мол, так и называется, – состоит в том, чтобы человеку воспитать правильный душевный настрой, верные чувства, или как говорит ап.Павел плоды Духа: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22,23). Да и сам Христос говорит о своих учениках, что «по плодам их узнаете их» (Матф.7:20). Это и есть самые первые и верные признаки Церкви.

Там, где есть правильно-проходимая внутренняя жизнь, приносящая истинные плоды духа, там и есть жизнь в Церкви. А если этого нет, то кто бы, какие бы догматы не содержал, но он, по настрою духа, – не в Церкви. И правильное содержание догматического учения, на уровне умовом, рассудочном, – не присоединяет человека, по настрою духа, к Церкви. К Церкви может человека присоединить только верный настрой его духа, богоугодный. Его-то и должна воспитывать у человека истинная Церковь на земле, а проще говоря, содействовать этому воспитанию должны те человеки, которые сами живут в этом духе.

Господь Иисус Христос есть единый истинный Глава Церкви и никакой другой главы в истинной Церкви Христовой нет и быть не может. Иисус Христос Глава, а Церковь есть духовное тело Христово (Ефес. 1, 22-23; 5, 23).

Св. апостол Павел говорит: «как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12, 12-13). Итак: «вы (т. е. истинные христиане, носящие в себе дух Христов) — тело Христово (т. е. Церковь), а порознь — члены (Церкви)» (1 Кор. 12, 27). «Он (Иисус Христос) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова (Церкви)» (Ефес. 4, 11-12).

***

Иисус Христос сказал, что Церковь Его никем непобедима, она пребудет вечно: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф. 16, 18). «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Матф. 28, 20).

Нераскаянные грешники, не принадлежат к Церкви. При этом, чисто внешне, они могут принадлежать к правильной церковной организации, а к Церкви не принадлежать. Отсюда вывод: церковная организация – это не Церковь, так как в ней можно быть, а в Церкви можно и не быть. А что же тогда такое Церковь?

Наверное тогда, что-то иное, но не церковная организация и все ей внешне принадлежащее. А чего же нет у нераскаянных грешников, которые оказываются вне Церкви, хотя, при этом, могут и принадлежать к правильной церковной организации. У них нет Божественной искупительной и спасительной благодати, которая дарована была миру через Христа, принесшего себя в жертву за грехи всего рода человеческого.

А что есть у раскаявшихся грешников, которые становятся членами Церкви, по причине своего истинного раскаяния? – Бог дает им эту спасительную Благодать.

Отсюда и вывод: когда спасительная Благодать есть, тогда есть и Церковь; а когда Ее нет, тогда нет и Церкви, хотя бы, при этом, и была церковная организация. Значит Церковь – это не церковная организация. А Церковь – это «Благодать Божия, которая и есть, собственно, предмет веры в Церковь» (Православный катехизис, п.252). И те люди, которые носят в своих сердцах эту спасительную Благодать, и пребывают в Церкви, являются членами Тела Христова.

Церковная организация – это следствие законов природы человеческого общества. Христу не было нужды в создании церковной организации, т.к. где будет общество людей, там неизбежно будут создаваться организации. В том числе, и церковные. Это просто вытекает из природы естества человеческого, в человеческом обществе. Поэтому, церковные организации образовались, как следствие природных законов человеческого общества. Так было всегда, в любых народах, при любой вере. Так всегда, в любой религии, есть начальники и подначальники, обряды и традиции. Все это, в итоге, и образует церковную организацию.

Но многие получили спасение, и не имея никакой церковной организации; пример тому, мученики, пустынники, подвижники, которые просто исповедовали свою веру во Христа, своею жизнью, не принадлежа ни к какой церковной организации. Принадлежность к церковной организации тогда имеет свой смысл, когда эта организация хранит верность Христу, в своем общем пути и направлении. Но если эта верность попирается, тогда такая церковная организация отпадает от Церкви и начинает служить антихристу.

Организации могут быть маленькими, совсем маленькими, и большими. «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф.18:20). Истинность той или иной церковной организации познается из сохранения верности духу Христову, в общем пути и направлении данной церковной организации. Но чтобы стать членом Церкви, каждый должен в своей личной жизни приобрести и сохранить эту верность духу Христову.

Отсюда и вывод: Христос не создавал никакой церковной организации. Он, как Бог, через свою крестную смерть, даровал миру дар Божественной спасительной благодати, которая и является предметом нашей веры в Церковь. Вот эту-то Божественную спасительную благодать, – в сердцах тех, кто будет бороться за чистоту своих чувств, и в этой борьбе приносить Богу дух сокрушенный и смиренный, – «врата ада не одолеют» (Мф.16:18) до скончания века. Ибо всегда до скончания века, на земле, будут те люди, которые будут стремиться к борьбе за чистоту своих чувств, к истинному удовлетворению своей совести, к правильно-проходимой внутренней жизни, к истинному покаянию перед Богом. И вот в их-то сердцах «врата ада не одолеют» (Мф.16:18)того дара спасительной Благодати, Которую даровал миру Христос. И таким образом, Церковь сохранится до Второго пришествия Христа, в сердцах тех, кто будет хранить верность духу Христову.

***

Воспитание верного душевного настроя, истинных плодов духа, через посредство правильно-проходимой внутренней жизни, – это и есть главный признак Церкви на земле. Так как от этого зависит спасение души человека. И там, где это есть, – там и подается дар спасительной Благодати, там есть Церковь и спасение. А где этого нет, хотя бы там было все остальное, – там нет главного и существенного, без чего нет спасения, нет Церкви, как дара искупительной и спасительной Благодати, сошедшей в День святой Пятидесятницы на апостолов. Ибо Церковь, – этот дар спасительной Божественной благодати, соединяется в человеке с правым чувством веры Богу, которое в своем движении свободно от духа самости, противным воле Бога. И таким образом человек становится членом мистического Тела Христова, Церкви.

Когда ап.Петр поимел такое правое чувство веры в Господа Иисуса Христа, то на него сошло Божественное откровение, как сказал ему об этом Сам Христос: «блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф.16:17). Исходя из этого откровения, сошедшего на это правое чувство веры, ап.Петр и выразил внешне правое исповедание веры (на тот момент времени), воскликнув: «Ты – Христос, Сын Бога Живого» (Мф.16: 16). И тогда Христос засвидетельствовал то, что он на этом правом чувстве веры, которое в своем движении свободно от духа самости, будет утверждать и созидать Церковь Свою: «ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф.16:18). Имя Петр в переводе обозначает камень. Поэтому, слова Христа, обращенные к ап.Петру, буквально звучат так: «ты – камень, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф.16:18). Этот камень – это и есть правое чувство веры Богу, в своем движении свободное от духа самости, первородного греха. На это правое чувство веры Богу и снисходит дар Божественной искупительной благодати и, таким образом, созидается Церковь, Тело Христово, как это и обетовал Сам Христос (Мф.16:18). А такое правое чувство веры Богу является и воспитывается только через правильно-проходимую внутреннюю духовную жизнь.

Поэтому, главные признаки Церкви – это правильно-проходимая внутренняя духовная жизнь, направленная на воспитание верного душевного настроя, спасительного, истинных плодов духа, одним из которых и является правое чувство веры Богу, в своем движении свободное от духа самости, противящемся воле Бога. И без этих признаков – не может быть Церкви и Таинств.

Правое чувство веры Богу образуется тогда, когда наше естественное чувство веры, в своем движении, соединяется с чувствами истинного сокрушения и смирения перед Богом. Так естественное чувство веры очищается от примеси самостно-гордостного духа, от духа самоуверенности и самонадеянности, и в своем движении становится свободным от духа самости (первородного греха), которому Бог противится: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6), которая и соделывает человека членом Церкви, Тела Христова.

Поэтому, камень, на который снисходит дар Божественной спасительной благодати, – это и есть правое чувство веры Богу, верный душевный настрой, способный к восприятию этого спасительного дара Благодати. Так образуется Церковь, мистическое Тело Христово. Что и случилось с ап.Петром и всеми Апостолами, в день Святой Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на Апостолов.

***

Истина Божия — Божественное учение — хранится в единой Церкви Христовой: «Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (Тим. 3, 15). Иисус Христос сказал: «Утешитель же, Дух Святой (Дух истины), Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоан. 14, 26). Дух Святой «пребудет с вами во век» (Иоан. 14, 16). То есть, Божественная благодать Духа Святого пребывает с теми, кто хранит верность духу Христову, приобретая и воспитывая истинные плоды духа, «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил.2:5), через посредство правильно-проходимой внутренней жизни. И таким образом, «Истина, – которая, – есть ощущение по Богу» (преп. Исаак Сирин, сл.43), сохраняется в Церкви, среди тех, кто принадлежит к Ней, по настрою своего духа.

Кто повинуется Церкви, тот повинуется Самому Христу, а кто не повинуется и отвергает ее, тот отвергается Самого Господа. Если кто «Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь», сказал Сам Господь (Матф.19:17). Так как, вера в Церковь, – это есть вера в Божественную, искупительную и спасительную Благодать. То послушание Церкви, – это есть послушание и покорность Божественной благодати и жизнь в Ней, через посредство верного душевного настроя, истинных плодов духа. И тот, кто, в своей личной жизни, стремится во всем покоряться Божественной благодати и поступать в согласии с волей Божией, в каждый конкретный момент времени, тот и пребывает в послушании Церкви.

Когда, на протяжении истории, те или иные решения церковной организации, в конкретный момент времени, выражали волю Божию, то всякий, противящийся им, лишался Божественной благодати, отпадал от Церкви, за дух самости и гордыни, идуший против воли Божией.
Но когда решения церковной организации шли против воли Божией, тогда те, кто не подчинялся этим решениям или не принимал их, совершали послушание Церкви, и не отпадали от Нее, за сохранение смирения перед Богом и верности духу Божиему. Ибо послушание или непослушание Церкви, – это есть послушание или непослушание воле Божией, в конкретный момент времени, а не самой по себе церковной организации.
Воля Божия же всегда постигалась там, где была чистота чувств; которая приобреталась через посредство правильно-проходимой внутренней духовной жизни.

***

Церковь Христова есть едина, потому что она есть одно мистическое духовное тело Христово, имеет одну главу, Христа, и одушевляется одним Духом Божиим (Ефес. 4:4-6). Она имеет и одну цель — освящать людей, посредством освящения их чувств Божественной благодатью, совершаемым через законную борьбу со страстями, при помощи правильно-проходимой внутренней духовной жизни.

Церковь связана Благодатью, дарованной через Господа Иисуса Христа. И кто причастен этой Благодати, в своей душе, тот и в Церкви. Ибо это зависит не от внешних обстоятельств, так как они часто не во власти человека, а от внутренних, — правого чувства веры Богу и верного душевного настроя, истинных плодов духа. Так, по этому поводу, и говорит наш русский богослов Алексей Хомяков: «Единство по благодати Божией, а не по человеческому установлению, таково единство Церкви» («Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях»).

Божественная благодать связывает воедино всех тех, кто имеет правильно-проходимую внутреннюю духовную жизнь, приобретает чистоту чувств и удовлетворение совести, имеет и воспитывает правое чувство веры Богу, верный душевный настрой, способный к восприятию дара Божественной и спасительной благодати. Вот так связана вся Церковь, в этом и заключается Ее единство. Таково общее определение, по этому вопросу, которое подходит ко всем векам и временам и жизненным обстоятельствам, всякого человека на земле, который имел, имеет и будет иметь правое чувство веры Богу.

***

Церковь Христова есть Святая, потому что Она есть Божественная благодать Духа Святого, дарованная миру, через крестную смерть Господа Иисуса Христа. И все, кто приобретают правое чувство веры Богу и истинные плоды духа, – таким образом, привлекают в душу Божественную благодать, которая освящает их чувства и приобщает к Своей святости, по Благодати.

Святость Церкви не нарушается греховностью человеческой, так как, находящийся во грехе и нераскаивающийся, отпадает от Церкви, от Божественной благодати.
Но Господь, по милости Своей, даровал людям Таинство покаяния. И потому, всякий грешник может приносить перед Богом истинное покаяние и получать от Бога прощение грехов. И вместе с этим, – дарование Божественной благодати; а через нее, – вхождение в Церковь, по настрою своего духа.

Человека, лишают Божественной благодати, отлучают от Церкви, смертные грехи. К ним относятся тяжкие грехи, а так же то, когда человек не находится в состоянии борьбы с какою-либо своей страстью.

Грехи немощи не лишают, человека, Божественной благодати, не отлучают от Церкви. Ибо когда человек находится в состоянии борьбы с проявлениями первородного греха, со своими страстями, падает, но тут же приносит покаяние, то такие грехи и называются грехами немощи, потому что они не меняют спасительного расположения души, находящегося в состоянии борьбы со страстями.

Поэтому, насколько кто живет, по настрою своего духа, в благодати Духа Божия, настолько тот и является членом Церкви, приобщаясь к Ее святости. А это совершается, по мере обретения чистоты чувств и удовлетворения совести, в своей личной жизни, приобретения истинных плодов духа.

***

Церковь Христова есть соборная. Соборная Церковь не ограничена ни пространством, ни временем, ни народом, и Она заключает в себе всех истинно верующих всей вселенной.

«По православному, кафолическому, христианскому учению соборность действует в той взаимной любви, которая связывает все множество отдельных членов Церкви. Святой апостол Павел говорит, что сердца христиан соединены в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол. 2, 2–3)» (Новомуч.Михаил Новоселов, «Письма к друзьям», п.11).

«Соборность в Христовой Церкви проявляется в согласии всех членов между собою. Это согласие не приурочивается к какой-либо поместной церкви, к какому-нибудь географическому пункту, к какому-нибудь иерарху или собранию иерархов, а связывает всех причастных к Церкви членов и не нуждается ни в каких юридических регламентациях, так как самобытная его сила действует вне постижимых для разума нашего правил. Оно просто существует и само определяет все остальные явления церковности, вместо того, чтобы быть определяемым ими. Одно из этих явлений – вселенские соборы» (Новомуч.Михаил Новоселов, «Письма к друзьям», п.11).

«Вселенскость, непогрешимость, соборность имеются везде, в каждом подлинном, тождественном с церковною верою свидетельстве, даваемом по участию в Святой Церкви кем бы то ни было: Собором, великим или малым, или отдельным лицом, хотя бы даже юродивым или ребенком» (Новомуч.Михаил Новоселов, «Письма к друзьям», п.11).

«Дух свидетельствует о Себе в Христовой Церкви когда хочет, где хочет и как хочет, потому что не мы являемся мерою для Духа, а Дух является мерою для нас. Вот православный ответ на вопрос, кто именно в каждом случае является непогрешимым органом Святого Духа в Церкви. Дух Сам Его в каждом случае Себе выбирает. Потому что не орган, по праву своему, преподает себя Духу, а Дух, по милости Своей, преподает Себя органу. Этим раз навсегда устраняются все приемы юридического определения соборности, доступной только вере и любви, а не разуму. Вот оно, непоколебимое православное учение вселенской Апостольской Церкви» (Новомуч.Михаил Новоселов, «Письма к друзьям», п.11).

***

Церковь Христова называется еще апостольскою. Потому что Господь распространил и утвердил ее через святых апостолов, посредством того, что они несли людям правую веру в Господа нашего Иисуса Христа и учение о спасении, через законную борьбу со страстями, путем правильно-проходимой внутренней духовной жизни. Последуя таким путем, люди приобщались и приобщаются к Церкви, а отсюда и хранятся дары Святого Духа. Непрерывное и неизменное сохранение всего этого и являлось признаком Церкви апостольской.

Это апостольское учение относилось: к правой вере во Христа, к правильно-проходимой внутренней духовной жизни, направленной на борьбу за чистоту чувств, к воспитанию правого чувства веры Богу и верного душевного настроя (спасительного), к приобретению истинных плодов духа и удовлетворению совести. Ибо «Церковь унаследовала от блаженных апостолов не слова, а наследие внутренней жизни» (Русский богослов Алексей Хомяков, «Истинная Христова Церковь»).

«Мы знаем, что Иисус Христос принес нам прежде и главнее всего новую жизнь и научил ей Апостолов, и что дело церковного предания – не учение только передавать, но передавать из рода в род именно эту зачавшуюся с Христом жизнь, передавать именно то, что не передается никаким словом, никаким писанием, а лишь непосредственным общением личностей. Теоретическое учение только обобщает и возводит в систему это учение о жизни. Поэтому Апостолы и выбирали своими преемниками и заместителями людей, именно наиболее преуспевших, наиболее сознательно и прочно усвоивших себе возвещенную им жизнь Христову» (Новомуч.Михаил Новоселов, «Спасение и вера по учению католическому и протестантскому»).

То есть, апостольское учение было направленно на то, как человеку соделать свой душевный настрой способным к восприятию той Божественной благодати и жизни в Ней, которая сошла в День Святой Пятидесятницы. Ибо таким путем и совершалось вхождение в Церковь, по Благодати, и жизнь в Ней. О важности сохранения этого апостольского учения, направленного на созидание правильной внутренней духовной жизни, сами Апостолы говорили так: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал.1:8).

***

«Вселенская Апостольская Церковь – это не церковь русская, или греческая, или какая бы то ни было поместная иная. Ибо ею спасается весь род человеческий, и святится вся земля, Север и Юг, Восток и Запад… Не о русской, не о греческой или какой бы то ни было иной поместной церкви сказано, что она пребудет до конца времен, а Вселенская Христова Церковь — бессмертна» (новомуч.Михаил Новоселов, «Письма к друзьям», п.11).

«Церковь называется единою, святою, соборною (кафолической и вселенской), апостольской, потому что она едина, свята, потому что она принадлежит всему миру, а не какой-нибудь местности, потому что ею святится все человечество и вся земля, а не один какой-нибудь народ или страна; потому что сущность ее состоит в согласии и в единстве духа и жизни всех ее членов, по всей земле» (Русский богослов Алексей Хомяков, «Церковь одна»).

Вселенская Церковь — это не собрание поместных церквей, она не принадлежит какому-либо месту. Вселенская Церковь — это дух Божий, который соединяет Божественной благодатью всех пребывающих в Церкви Небесной, а на земле всех тех, кто покаряется этой Божественной благодати, в своей личной жизни, через посредство правильно-проходимой внутренней духовной жизни, направленной на борьбу за чистоту чувств и удовлетворение совести.

Оставьте комментарий