Аноним: Как быть в отношении благодатного огня — ведь его принимают люди, которые находятся в лже-церквях?
О.Серафим: Благодатный огонь дан для всего мира, как чудо, которое свидетельствует всему миру о воскресении Христовом, а не о истинности той или иной церковной организации.
Гроб Господень в течение 125 лет был у католиков, когда крестоносцы в 12 веке захватили Иерусалим. И при этом, благодатный огонь сходил на гроб Господень, и во время службы католиков. Чудо благодатного огня дано, как свидетельство о воскресении Христовом, всему миру.
Аноним: Так как, Благодатный огонь нисходит именно в день Пасхи, по календарю Православной Церкви, поэтому это является свидетельством истинности МП. А все последующие новому стилю идут в погибель. Что вы на это скажете.
О.Серафим: Мы служим по старому стилю и празднуем Пасху по старому стилю (юлианскому календарю).
И этот вопрос, если вы так хотите, то надо адресовывать не к нам, а к Константинопольскому патриархату, который служит по новому стилю (григорианскому или новоюлианскому календарю). А Финляндская церковь, являясь автономией Константинопольского патриархата, служит Пасху по новому стилю.
Московская Патриархия, за границей, в основном служит по новому стилю. Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Болгарский и пр. патриархаты все служат по новому стилю. Только Пасху — по старому стилю. Все официальные православные поместные церкви служат по новому стилю, кроме Русской, Грузинской, Иерусалимской, Сербской. По старому стилю так же служат различные старообрядцы и ипц-шники старостильники по всему миру.
Пасху по новому стилю празднует Финляндская православная церковь. И Московская Патриархия (МП) находится с ней в молитвенном и евхаристическом общении.
Вот здесь есть об этом:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Григорианский_календарь
http://ru.wikipedia.org/wiki/Новоюлианский_календарь
Новый стиль, Григорианский календарь, в католических странах, был введён папой Григорием XIII 4 октября 1582 года взамен старого юлианского.
В Греции из-за того, что Константинопольский патриархат и Элладская официальная церковь перешли на новый стиль, в 1920-30-х годах, то у них произошел раскол на старостильников и новостильников. Так произошло потому, что этот переход на новый стиль был совершен не по причине нужды, в жизни Церкви, а по причине того, что это был первый шаг на пути к объединению с латинской, католической церковью. И потому, воспротивившиеся этому переходу на новый стиль, на тот момент времени, воспротивились вероотступническому пути, на который встал Константинопольский патиартхат и Элладская церковь.
И тогда, на тот момент времени, образовавшееся старостильное движение поступило правильно, так как это был вопрос вероисповедный. А на сегодняшний момент времени, современные греческие старостильники, в Греции и России, впали в обрядоверие, так как возвели старый стиль в догмат. Но вопрос календарного стиля это не догматический вопрос, а обрядовый. И потому, он может изменяться, в зависимости от нужды в жизни Церкви. Но когда его изменяют с целью объединения с врагами веры, то тогда этот вопрос становится вероисповедным, что и произошло в 1920-30-х годах, в Греции.
И другое дело, когда календарный стиль изменяется или оставляется новостильными общинами, – когда это исходит не из вероотступнических намерений, как это было в 1920-30-х годах, а для удобнейшего спасения душ человеческих, как икономия, по отношению к несущественным вопросам, второстепенным, в жизни Церкви, – при условии, если они уходят с вероотступнического пути, слияния с врагами Христовыми. Об этом есть еще здесь.
МП не признает старостильников и считает их раскольниками. МП имеет молитвенное и литургическое общение только с новостильниками. Когда МП-шные иерархи выезжают за границу, то они там сослужат с иерархами всех этих церквей, по новому стилю.
Все старостильники, катакомбники, ипц, ипх, служат но старому стилю, и Пасху празднуют по старому стилю.
Схождение благодатного огня, по старому стилю, не является свидетельством истинности тех, кто служит по старому стилю. Иначе, вам придется признать, что ипц и ипх и все те, которых МП не признает, есть истинные церкви, так как, они все служат по старому стилю. А Финляндская церковь, находящаяся в молитвенном и евхаристическом общении с МП, находится вне церкви, так как служит Пасху по новому стилю, григорианскому календарю. И почти все поместные православные церкви, с которыми МП находится в молитвенном и евхаристическом общении, пребывают вне церкви, так как богослужебный круг и все церковные праздники, у них, по новому стилю, кроме Пасхи.
Или вам придется признать, пытаясь оправдать МП и поместные православные официальные церкви, что новый стиль – это несущественный вопрос, на сегодняшний момент времени. О чем я и говорю, – что, в наше время, на основании приверженности старому стилю нельзя судить о истинности той или иной церковной организации.
И не надо заниматься приватизацией благодатного огня, присваивая его МП. Это чудо дано всему свету, как свидетельство о воскресении Христа. И принадлежит всему миру, всем людям, ибо Господь пришел спасти всех, поэтому этим чудом и свидетельствует всем о воскресении Христа. И юлианский календарь только лишь более точно отображает эти даты, когда произошло воскресение Христово, а григорианский календарь не совсем точен в этом вопросе. Поэтому, это чудо и происходит по юлианскому календарю, как оно происходило и в древности. Поэтому-то, у католиков, когда они захватили Иерусалим (12-13 век), – они тогда служили еще по юлианскому календарю, – благодатный огонь сходил на гроб Господень. То есть, схождение благодатного огня это вопрос не вероисповедный, между юрисдикциями, а проповедь для всего мира о воскресении Христа. И если Гроб Господень окажется у ипц-шников, служащих по старому стилю, то Благодатный огонь точно так же, в то же самое время, будет сходить на гроб Господень.
Но дело в том, что в наше время возможно уже давно нет чуда схождения благодатного огня, а оно подменено обычным естественным возжиганием огня, которое выдается за чудо.
Вот свидетельство о получении благодатного огня эфиопами-монофизитами и армянами-григорианами: «Армянская апостольская православная церковь, во все века принимавшая непосредственное участие в церемонии Святого Света и однозначно отвергающая возможность регулярных, по графику творимых чудес, не отрицает реальных чудес на Гробе Господнем, в том числе и со знамениями Святого Света, происходивших в древности, во времена жестоких притеснений со стороны мусульман. Это не является преданием Церкви, однако веруется, что Бог силен творить чудеса во всякое время и во всяком месте. Существует рассказ армянского паломника начала XvII века Симеона Лехаци, описавшего празднование Пасхи в Иерусалиме в те времена, когда главенствующей на церемонии церковью была Эфиопская православная церковь, то есть в Гроб за Светом входил первым эфиоп, потом армянин, и уже третьим грек. В те времена Эфиопия (Абиссиния) была единственно независимой христианской страной на Востоке, и царь Эфиопии делал щедрые пожертвования в Иерусалим. Лехаци пишет: Расскажу вам о чуде, совершившемся в нынешнем году. Света не было два часа, отчего Паронтер (армянский патриарх) с вардапетами (архимандритами) и епископами впали в великое беспокойство и в слезное горе и не нашли иного выхода, кроме как молиться Богу. Пав у дверей ниц, они долго молились. Там же был и великий вардапет Амида тер Барсег. Они вопили: «Господи, помилуй нас, ибо на тебя уповаем, и нет у нас никого, кроме тебя; прояви свое милосердие, ибо стали мы бесчестием для наших соседей, посмешищем и предметом шуток. Да не скажут никогда язычники: «Где же их Бог?» Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради великой славы имени твоего. Не для нас, Господи, не для нас, но ради имени Твоего святого». И, пройдя вперед, Паронтер Григор от глубины сердца пообещал Богу [совершить] втайне две тысячи коленопреклонений, а тер Барсег тысячу коленопреклонений. Тогда милосердный Бог смилостивился и сжалился и послал Свет, обрадовав христиан.» (http://ru.wikipedia.org/wiki/Благодатный_огонь). То есть, благодатный огонь был получен, вначале, эфиопами-монофизитами, затем армянами-григорианами, а потом греками-православными. Это и свидетельствует о том, что это чудо даровано всему миру, как свидетельство о воскресении Христовом, для всех народов.
***
Когда в Евангелии Христос говорит о том, как он будет производить Страшный суд, то там идет речь только о настрое духа, по которому будут судимы люди. Но ни где, там, нет речи о том, что люди будут судимы по календарю.
В Евангельском повествовании о Страшном Суде, Господь, обращаясь к праведным говорит: «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Матф.25:35,36).
Свт.Григорий Палама пишет об этом так: «Но праведные в ответ скажут: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» Видите ли, тех праведных, стоящих одесную Его? – Значит, вследствие праведности и вместе с праведностью им присуще – милосердие. Видите ли, и иную добродетель, свидетельствуемую у праведных в дополнение к полноте любви, как бы благовременно воздвигнутую кольцевую стену (защищающую все добродетели), именно – смирение? Ибо они утверждают, что они недостойны провозглашения и похвал, как не совершившие никакого добра, те, о которых свидетельствуется, что они ничего не оставили несоделанным. Посему, думается мне, Господь и провозглашает их открыто, дабы были явлены люди такого рода и через смирение возвысились и справедливо обрели благодать от Него, которую Он обильно дарует смиренным: ибо Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» (Омилия 4, «На Евангелие о Втором Пришествии Христовом»).
То есть, праведники явят смиренный и сокрушенный настрой духа, так как они не вменяли себе всякое добро, которое они творили. По этой причине, они с удивлением и отвечают: «Господи! когда мы видели Тебя», так как видели и видят себя грешниками недостойными, еще ничего не начинавшими; но при этом, они надеются, не на свои добрые дела и внешнюю деятельность, так как не видят их за собою, а только лишь на милость Божию. Слова Господни о них, обнаруживают в них, смиренномудрие, смиренное понятие какое они имели о себе, т.е. смиренный и сокрушенный настрой духа, соединенный с милостивым сердцем. Да и не может истинная сердечная милостивость быть без смиренного настроя духа. Это – одно от другого неотделимо. Ибо милостивость состоит не только в том, чтобы подавать внешние подаяния, но и в прощении, незлобии, в кротком и смиренном духе, в благодушной снисходительности к немощам ближних.
То же самое, об этом настрое духа у праведников, в день Страшного Суда, говорит и преп.Ефрем Сирин: «Тогда каждый, увидя себя во свете, станет разсматривать и размышлять, говоря: неужели это я? И каким же образом явился я здесь, недостойный?» (пс.148, Псалтирь Ефрема Сирина). – Праведники, святые, удивляясь тому, что они оказались в Царстве Небесном и помилованы Богом, свидетельствуют о своем настрое духа, который они будут иметь в себе. Это дух сокрушенный и смиренный, который Бог не уничижит в день Страшного Суда, а помилует.
Соответственно, грешники обнаруживают в себе гордый и самоуверенный настрой духа, самомнение, ища себе само-оправдания и заявляя на обвинения Господа, что «Господи! когда мы видели Тебя… и не послужили Тебе?». Это и есть дух самости, который искал по жизни само-оправдания, надеялся на свои добрые дела, на свое делание, подвижничество, молитвы, на церковную организацию (которую он признавал за правильную), на старый стиль, т.е. вменял себе всякое свое делание и правильность того, что он содержал и исповедовал, и на этом само-утверждался.
Но в тот День потребуются не просто внешне-добрые дела и деятельность, а сердце милостивое и смиренное.
Итак, Господь судит и будет судить всех, в День Страшного суда, по настрою духа, – кто с каким настроем духа придет, предстанет пред Богом, тот, так, и будет судим. Все остальное, что есть в христианстве, православии, – это средства, которые не изменяют нашего настроя духа автоматически, механически. А только, если мы правильно пользуемся этими средствами, содействуют нам во спасении. Все эти средства условны, а не безусловны, так как зависят от внешних обстоятельств жизни человеческой. Поэтому-то, Господь и не поставил спасение в зависимость от них.
К примеру, многие мученики, исповедники, пустынники (преп.Павел Фивейский и ему подобные), не имели календарей, внешней возможности приступания к Таинствам, церковной организации, и т.п.. Но они спаслись и стали столпами христианства, православия. Почему? – Потому что они, через правильно-проходимую борьбу со своими страстями, приобрели чистоту своих чувств, воспитали верный душевный настрой, добродетельный.
Поэтому, главное, без чего нет спасения, – это правильно-проходимая борьба со страстями, направленная на воспитание духа сокрушенного и смиренного перед Богом, духа милостивого и незлобивого, духа душевной простоты. Ибо только такому настрою духа, – будет подан дар спасения, по милости Божией. Это, как раз, мы и видим из свидетельства Самого Христа, когда Он рассказывает о том, как будет происходить Страшный суд (Матф.25:31-46).
Вот на воспитание такого душевного настроя, в душах человеческих, через посредство правильно-проходимой борьбы со страстями, и должна быть направлена вся деятельность истинной Церкви на земле. Все остальное, – это средства, которыми надо пользоваться благоразумно, а не безумно. То есть, все эти средства применяются в зависимости от внешних обстоятельств жизни человеческой, чтобы этими средствами содействовать спасению душ человеческих, а не загонять их в состояние духа погибельного.
А для этого необходимо духовное рассуждение и мудрость, проистекающие из духа сокрушеного и смиренного перед Богом, которые по дару Благодати постигают важнейшее в законе, – как спасти душу человеческую, вот при таких-то жизненных обстоятельствах и временах. Отсюда и определяются внешние средства, которые могут, при данных конкретных обстоятельствах, содействовать спасению душ человеческих.
А тупое применение внешних средств и буквы закона, без учета внешних обстоятельств и важнейшего в законе, будет только лишь содействовать погибели душ человеческих. Но те кто по духу являются фарисеями и законниками, — не чувствуют всего этого; а наоборот, ища в духе самоутверждение и ощущение своей правильности и праведности, через посредство применения всех этих внешних средств и буквы закона, – ведут всех по пути погибельному, по которому и сами идут. Это и есть состояние духовной прелести и самообольщения, дух антихристов.