Аноним: Хотелось бы понять, что собой представляет душа животная? В своих беседах вы только говорите, что она тонко материальная и распадается на элементы когда наступает физическая смерть. То есть в отличии от души разумной она прекращает свое бытие со смертью тела. А вот какими свойствами обладает душа животная? Имеет ли она свой разум, чувства, волю? Другими словами, мне не совсем понятно что собой представляет душа животная в функциональном плане?
О.Серафим: Разумно-свободная самостоятельность это есть только у души разумной, которая имеет природу духа. У души животной этого нет, так как она материальной природы.
Материальная природа не может иметь разума и свободы воли. Свобода воли, в нравственном отношении — это признак разума.
В духовной природе (душа разумная, ангел) есть осознание чувств и проявлений воли разумом.
Аноним: То есть мысли, желания, чувства являются проявлениями только души разумной. А животная душа для чего она нам дана? Может как связующее звено между душой разумной и телом?
О.Серафим: В душе животной (материальная природа) есть чувства и желание (не в нравственном отношении, а только в инстинктивном) и они не осознаются, так как нет разума.
Аноним: Вы пишете, что ,,Материальная природа не может иметь разума и свободы воли.» Но у животных нет души разумной, однако они обладают способностью мыслить, желать, чувствовать несмотря на то что обладают душой материальной природы?
О.Серафим: Способности мыслить у животных нет. Свободы воли в нравственном отношении тоже нет.
Разумность каких-либо действий и поступков, которые мы можем наблюдать у животных — это не проявления разума животных. А это мы видим разум Творца, Бога, который вложив в них жизненную силу и взаимодействие между раздражительной и похотной силой души животной, дал им таким образом способность к выживанию.
Вот в проявлениях жизненной силы и взаимодействиях между силами души животной мы и наблюдаем некую разумность, которая и свидетельствует о Творце, Боге.
Так же об этом есть здесь.
Аноним: С ваших слов я понял ,что проявления разумности вложено в животное Богом как некий закон действие которого не осознается самими животными и этот закон называется жизненной силой которая действует посредством животных сил души.Это жизненная сила как некий закон или програма вложенная Богом которая действует посредством сил животной души.Как планеты не имеющие разума двигаются по заданой траэктории по той причине что Господь установил некий физический закон так и животные проявляют некую разумность не по той причине что у них есть разум ,а потому что жизненная сила как установленный Богом закон руководит жизнью.этого животного?Таким образом нужно воспринимать некую разумность у животных?Получается ,что душа животная у человека тоже не осознает саму себя и она грубо говоря собой представляет набор инсктинтов заложеных Творцом помагающие ей выживать?
О.Серафим: Да. Чувство опасности и стремление к выживанию, — это все и руководит инстинктами, как у животных, так и у человека. Но только человек имеет душу разумную. А потому и может совершать нравственные или безнравственные поступки, исходя из своей свободы воли. — Может воспротивиться инстинктам, а может пойти на поводу у них и поступать подобно животному.
Аноним: Мне не совсем понятно какую функцию исполняет человеческий мозг?
О.Серафим: По аналогии с компьютером. Какие функции есть в компьютере, — такие и в мозге. Память, видео, аудио, процессор… Только в мозгу больше этих функций. Мозг — это компьютер. А осмысление всего того, что в нем делается происходит в душе разумной.
Компьютер не осмысливает всей той информации, что он делает; вот так и мозг сам по себе не осмысливает всего того, что он делает. Все осмысление и разумение — в душе разумной.
Так же об этом есть здесь и здесь.
Аноним: А вот такие страсти как чревоугодие,блудная похоть,сонливость живут в душе животной?И под телом иной раз нужно понимать не только грубую материальную нашу составляющую но и тонко материальную животную душу которая тесным образом соеденина с нашей грубой материей?И когда мы хотим есть ,спать удовлетворять свою блудную похоть это все проявление души животной? И когда свт.Феофан Завторник говорит о том ,что после обращения тело остается страстным имеется ввиду наша душа животная?
О.Серафим: Страсти вообще-то только в душе разумной. Так как без души разумной — страстей нет. Животные, не имея душу разумную, но имея тело и душу животную, не имеют страстей.
Телесными страсти называются потому, что душа разумная через тело пытается удовлетворить себя. Отсюда переходит меру в телесных чувствах и желаниях. Отчего и развиваются телесные страсти. Точно так же образуются и душевные страсти в душе.
Бесы, будучи духами по природе, не имеют ни тела, ни души животной, но при этом имеют страсти, будучи одержимы ими в крайней степени.
Аноним: Размышляя о душе животной которая имеется в нас можно прийти к двояким выводам.Первый -это то ,что наша смертная душа по аналогии с животными помимо инстинков также имеет также две силы усладительную или похотную.
Второй -это то,что к нашей материальной составляющей относятся исключительно инстинкты ? Я все таки почему то больше склоняюсь ко второму вариантуПо вашему какой из них верный?
Под инстинктами понимаю то что мы имеем без предварительного обучения.Например есть,спать,дышать-это все мы делаем не нуждаясь в обучении.
О.Серафим: Есть телесные инстинкты, а есть относящиеся к душе животной. Они есть и у животных. Можно у них это увидеть, если понаблюдать. — Инстинкт сохранения жизни, заботы о своем потомстве.
А так же в душе животной есть две силы, — похотная (усладительная) и раздражительная.
Аноним: Вы утверждаете ,что животные не имеют разума,а все что нам кажется проявлением разумности на самом деле это проявление мудрости нашего Творца.Некий невидимый закон заложеный Богом управляет ихней жизнью.Жизнь животных можна сравнить с движением планет.Как планеты движутся по определенным траэкториям ,вращаются вокруг своей оси и это все происходит не потому,что материя имеет разум ,а только потому что Бог установил некие законы и управляет с помощью этих законов движением небесных тел так и животные не имеющие разума и сознания делают все в своей жизни не осознанно управляемые неким невидимым законом заложеным в них Творцом.Тогда получается что животное не способно к мышлению и анализу и когда оно откликается по имени откликается не оно ,а высшая сила.Когда медведь научился крутить педали велосипеда в цирке то на самом деле это не он научился поскольку у него нет разума ,а это реакция вот этого невидимого закона заложенного Богом.Тоесть на животных надо смотреть как на марионеток которыми управляет Бог?
О.Серафим: Бог положил закон, и ему нет нужды управлять. Посредством этих законов и происходит управление. В душе животной есть силы. Взаимодействие между этими силами, на основании законов заложенных Богом, и производит управление.
Растение, для того чтобы выжить тянется к свету. Но это не значит, что у растения есть разум. Растение приспосабливается к тем или иным условиям, в которых оно оказалось, и выживает. Но это не означает, что в нем есть разум. Так как оно поступило разумно, — адаптировалось к условиям и выжило. Кто его этому научил? Никто. Это Бог заложил законы в растение, а оно уже и выживает за счет этих законов, заложенных Творцом, Богом.
Во всем это видна разумность, но не растения, а Творца, Бога, который заложил в растения эти законы, на основании которых и действует растительная сила.
Вот то же самое и с животными.
Если человек сделал компьютер, и создал программы. которые действуют разумно. То это не значит, что эти программ имеют разум. А в этом только виден разум человека, который создал эти программы, заложив в них законы, созданные Богом. Вот на основании этих законов и работают эти программы.